Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности отчитался о своей работе по вопросам соблюдения условий водопользования, обращения с отходами. Особое внимание было уделено проблеме лицензирования полигона «Красный Бор».
Сточным водам не место в реке
Когда в Комитете по природопользованию Петербурга сменился глава, губернатор города Георгий Полтавченко отметил некоторые проблемы и поставил задачи, которые бы исправили ошибки предыдущего руководителя. Также в адрес комитета прозвучала критика со стороны Федерального агентства водных ресурсов. Проблема в том, что наш регион занимает одно из первых мест в РФ по количеству разрешений на деятельность очистным предприятиям, у которых отсутствуют очистные сооружения, узлы учета.
По регламенту, разрешения предприятиям, которые не являются абонентами «Водоканала» (он очищает 98% сточных вод) выдаются Комитетом по природопользованию. От прошлого руководителя больше 60% предприятий без очистных сооружений и узлов учета получили право на деятельность. Это обернулось тем, что в наши реки и водоемы сбрасываются сточные воды без всякой очистки. Независимые лаборатории отметили пятикратное превышение концентрации вредных веществ в Неве.
Нынешний глава комитета Валерий Матвеев отметил, что на данный момент по согласованию с губернатором ведутся работы по прекращению сброса сточных вод без очистки. Проводятся проверки, в ходе которых выявляется не только наличие специального оборудования, но и его качество. Некоторым предприятиям при гарантированном выполнении их обязательств дана отсрочка. Но те компании, которые не исправят свое положение, будут закрыты. Валерий Матвеев отметил, что нынешнее чрезмерное загрязнение Невы могло возникнуть, потому что с предыдущим главой комитета было проще «договориться». Но Матвеев договариваться ни с кем не собирается, несмотря на многочисленные жалобы в прокуратуру компаний, которые очистные сооружения вводить в эксплуатацию не хотят.
Проблема контроля
Как известно, Петербург на данный момент заполнен стихийными свалками. Комитетом по природопользованию был организован вертолетный облет, и выяснилось, что особенно страдает в этом плане южная часть города. Но комитет не может в полной мере решить эту проблему, так как она в компетенции районов, которые зачастую ссылаются на нехватку средств. К тому же, по словам Валерия Матвеева, в городе в принципе отсутствует контроль за формированием и утилизацией отходов.
По инициативе комитета совместно с Государственной административно-технической инспекцией уже было проведено несколько совещаний по утилизации отходов. ГАТИ и комитет договорились о совместном сотрудничестве. Теперь предприятия города, которые формируют отходы (80% из них – строительные компании), приходя в ГАТИ по поводу закрытия строительных ордеров, не смогут решить этот вопрос без согласования с Комитетом по природопользованию. Также комитет согласовал общую позицию с председателем Комитета госконтроля природопользования Ленобласти Михаилом Козьминых о совместной проверке объема и качества отходов, которые попадают на объекты рекультивации или полигоны. «На сегодняшний день мы проверили 15 объектов рекультивации. Из них буквально единицы соответствуют предъявляемым требованиям. На объекты должны попадать отходы только пятого класса, а попадают и четвертого, и третьего. Эти проблемы возникли с молчаливого согласия комитета, как и в случае с водой. Потому что если люди видят, что можно работать без последствий, то они могут многое себе позволить», – утверждает Валерий Матвеев.
«Красный Бор» и другие
Ситуация с полигоном «Красный Бор» обострилась в связи с окончанием лицензии в начале этого года. «К сожалению, ситуация была критичной и не менялась годами. Полигон действительно эксплуатировался. Принимались отходы разных классов опасности, в том числе и первого, второго. Все это сбрасывалось в карты. Карты на сегодняшний день ужасные, все в куче, не сортировалось», – утверждает Валерий Матвеев.
Еще предыдущий руководитель «Красного Бора» Александр Моисеев тешил Комитет по природопользованию надеждами, что все хорошо и лицензию полигону обязательно продлят, как это было сделано в 2008 году. Но в результате проверки было выявлено, что не было контроля за количеством приема отходов, не работали весы, была сломана лаборатория и на полигоне не могли определить класс опасности отходов. «Для приемки опасных отходов нужны деньги, а вот сколько заплатить – зависит от класса опасности. И вот в этом заключается хитрость. Можно занизить класс опасности, и это будет дешевле, можно снизить объем, тогда это будет еще значительно дешевле. Некоторые предприятия имели при утвержденном тарифе 8 тысяч рублей за тонну, а некоторые почему-то сдавали по 800 рублей», –
рассказывает Валерий Матвеев.
Комитет разработал программу, которая уже утверждена и согласована с Росприроднадзором. Согласно документу, полигон будет приведен в порядок. Губернатор подписал программу и утвердил смету расходов.
Сейчас на полигоне, среди прочих, есть проблема с переводом земли. «Красный Бор» много лет работал на землях лесного фонда, что запрещено законом. В 2008 году запрет существовал, но, тем не менее, лицензия была выдана. В этом году согласование без перевода земель получено не будет. Но губернатор Ленобласти Александр Дрозденко уже направил письмо в адрес председателя правительства Дмитрия Медведева с просьбой перевести земли из лесного фонда в земли промышленности. На данный момент комитету по природопользованию остается зарегистрировать эти документы в государственных федеральных структурах. По прогнозам Валерия Матвеева, на это уйдет около месяца.
«Красный Бор» принимал в месяц больше тысячи тонн опасных отходов первого класса. Где эти отходы находятся сейчас, неизвестно. Известно, что в Ленинградской области выдано 13 лицензий на полигоны первого-четвертого класса опасности, и формально они могут заниматься такой деятельностью.
«Некоторые полигоны мы объезжаем и наткнулись, допустим, на полигон “Лель-Эко”. Полигон находится в Киришском районе, за 200 км отсюда. Никакой лаборатории, никакого весового контроля, ни радиационного контроля, никаких очистных сооружений, ничего и близко там нет. Так вот, на сегодняшний момент полигоны, которые получили лицензии, которые не вызывают вопросов, к сожалению, находятся ни чуть не в лучшем состоянии, чем “Красный Бор”, а я скажу, даже хуже», – утверждает Валерий Матвеев.
На продление лицензии «Красному Бору» потребуется как минимум несколько месяцев. «Все это время предприятия, производящие опасные отходы, должны будут хранить их у себя. Но не все будут так поступать, часть неизбежно начнет сбрасывать их в неположенных местах. В год Петербург вырабатывает около 12-15 тысяч тонн таких отходов», – сообщил член Экологического совета по проблемам охраны окружающей среды при правительстве Петербурга и председатель «Зеленого креста» Юрий Шевчук.
Завод достроят по новому проекту
Объект, который строится в течение 15 лет в «Красном Бору», за это время устарел, и те функциональные обязанности, которые на него возлагались изначально, уже не соответствуют современным требованиям. За прошедшие годы было освоено 1,5 млрд рублей, построены очистные учреждения и котельная. На новом заводе уже будет сложнее принимать отходы по заниженным ценам. Там будет существовать электронная система контроля.
Будет объявлен конкурс на разработку и доработку проекта нового завода. После разработки и доработки будет объявлен конкурс на строительство. «В принципе, срок того, что там осталось сделать, не будет превышать 12 месяцев. Завод мы, как обещали, к 2015 году построим», – пообещал глава Комитета по природопользованию. Валерий Матвеев также отметил, что министр охраны окружающей среды Финляндии заявил о готовности помочь Петербургу и Ленобласти с утилизацией отходов на территории «Красного Бора».