На рассмотрении в Госдуме сейчас находятся два проекта, касающиеся особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Один из них позволит сократить территории заповедников, ухудшит экологию страны в целом. Другой, напротив, ужесточит охрану ООПТ и посодействует упрощению процедуры создания новых национальных парков, заповедников.
Год заповедников в России
В 2017 году исполнится ровно 100 лет со дня создания первого государственного природного заповедника. Президент РФ Владимир Путин по этому случаю в августе нынешнего года подписал указ о том, что 2017 год в нашей стране будет объявлен Годом особо охраняемых природных территорий. А это значит, что будет создана комплексная государственная программа, которая будет нацелена на то, чтобы привлечь жителей к проблемам существования объектов дикой природы.
Президент уже поручил правительству организовать комитет по подготовке и проведению Года особо охраняемых природных территорий и обеспечить разработку основных мероприятий. Казалось бы, омрачить праздник сохранения природы мог бы только финансовый кризис, который неизвестно когда закончится. Но есть и другой фактор, который еще до наступления 2017 года может заметно ухудшить состояние российских заповедников и значительно уменьшить их территории.
Существует закон, согласно которому нельзя менять границы особо охраняемых природных территорий. Если объект был когда-либо признан таковым и есть тому документальное подтверждение, на его территории нельзя строить жилые дома или, например, заводы. Именно благодаря тому, что закон не был отменен, у нас до сих пор существуют государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Владимир Путин еще в июле 2014 года поручил правительству внести законопроект, который предусматривает «усиление правового режима государственных природных заповедников и национальных парков, включая запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий». Пока же закон не принят, президент рекомендовал «воздержаться от принятия решений об изъятии и (или) изменении целевого назначения земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников и национальных парков».
Загадочные утраты
В Госдуму же, напротив, сейчас внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию». Изначально было ясно, что если закон примут, это пагубно отразится на ООПТ. Но перед вторым чтением правительство предложило внести поправку, согласно которой можно будет изымать территории ООПТ, «утративших природную ценность». Новое положение дословно звучит так: «Изменение границ особо охраняемых природных территорий допускается в случае исключения из их состава участков, в связи с утратой ими особого природоохранного, научного и иного особо ценного значения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы».
Остается неясным, как можно установить «утрату особо ценного значения», если нигде не прописано, как и каким образом оно может быть утрачено. Так, экологическая экспертиза может строиться на необъективных критериях, но доказать это, скорее всего, будет невозможно. Если предположить, что в экспертизе будет обозначено, что особо ценное значение территория утратила в связи с пожаром или каким-то иным образом, то ведь это не значит, что ее экологическая ценность не может быть восстановлена и территорию сразу нужно объявить не имеющей ценности с экологической точки зрения. В России не такая хорошая экология, чтобы иметь возможность лишать статуса территории ООПТ. Тем более что обычно они восстанавливаются со временем сами без всяких финансовых вложений и рабочей людской силы.
Борьба за экологию
«У Петербурга есть свой рубеж в этой большой рубке – кусочек заказника “Южное побережье Невской губы”, на котором прямо сейчас отрабатывают технологию признания “утраты природной ценности”. Аннушка уже разлила масло. (зачеркнуто – БКН.РУ) ООО “Феникс” уже оплатило “комплексные экологические исследования”, обосновывающие то, что нужно обосновать. Главный ученый секретарь СПбНЦ РАН доктор экономических наук (!) Г.В. Двас подписал нужное заказчику заключение, уже почти назначили общественное обсуждение в Петродворцовом районе», – рассказывает на своей личной странице в соцсети эксперт комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга, директор Центра экспертиз Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей ЭКОМ Александр Карпов. Таким образом ООО «Феникс» хочет расширить территорию портового комплекса «Бронка».
Действительно, вопрос об отчуждении части территории заказника «Южное побережье Невской губы» остро стоит на данный момент. В адрес губернатора Петербурга Георгия Полтавченко уже направлена петиция с просьбой противостоять сокращению заказника. «Один из его участков, “Плавни Кронштадтской колонии”, был создан для отдыха горожан, притока туристов, ценящих природу, а также для сохранения тростниковых и камышовых зарослей, являющихся местами массового гнездования и крупных миграционных стоянок водоплавающих и околоводных птиц. Это почти единственный двухкилометровый природный кусочек на протяжении 9 километров побережья залива в черте Ломоносова», – говорится в петиции. Часть территории, которую хотят забрать у заказника, является местом гнездования и стоянок 8 видов птиц, включенных в Красные книги различного уровня, в том числе федерального.
Также просьбу не нарушать границы заказника «Южный берег Невской губы» направила губернатору Петербурга депутат Законодательного собрания Ирина Комолова после того, как был обнародован протокол совещания с участием вице-губернатора Игоря Албина о проекте портового комплекса «Бронка». В нем как раз говорилось об изменении границ заказника из-за строительства железной дороги к будущему портовому терминалу. Чтобы предотвратить угрозу сокращения, заказник «Южный берег Невской губы» недавно был внесен в Красную книгу заповедников Гринпис.
Надежда есть
В то же время помимо закона, который грозит ухудшением экологии страны, правительство вносит в Госдуму проект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который возымеет прямо противоположный эффект, если его примут. Он ужесточит охрану национальных парков и сделает проще процедуру создания новых ООПТ. Проект закона находится сейчас на стадии обсуждения.
Итак, на рассмотрении в Думе сейчас находятся два противоположных законопроекта. И скоро станет известно, с каким из них мы войдем в Год особо охраняемых природных территорий.
Фото: infoeco.ru