Опубликовано:
В начале 2010 года озвучивались планы сдать первую очередь в августе. Теперь назначена новая дата - ко дню рождения Эрмитажа, который празднуют 7 декабря, в день Святой Екатерины. В залы Главного штаба переедет одна из самых популярных коллекций Эрмитажа – французского искусства конца XIX–начала ХХ веков, начало которой положили собрания меценатов Щукина и Морозова. Музей ходом и качеством работ доволен. Об этом рассказали в ходе пресс-тура по объекту.
По словам президента группы компаний «Интарсия», генподрядчика проекта реставрации и реконструкции восточного крыла Главного штаба, Виктора Смирнова, полностью закончена реставрация 30 залов, восстановлены практически все элементы интерьера, включая 22 уникальные изразцовые печи.
На объекте работают 870 человек. Сдача первой очереди намечена на 1 декабря.
К концу сентября заменены перекрытия и кровли, установлено светопрозрачное покрытие внутренних дворов-колодцев, связанных проемами в Новую Большую анфиладу. Площадь этого покрытия – 2 тыс. кв.м, длина пролета конструкций – 40 м. Разработан комплекс передвижных площадок-тележек, обеспечивающий доступ персонала для обслуживания стеклянной кровли.
Сделано техническое оснащение световых фонарей, закончены реставрация исторических дверей, изготовление и установка окон. Окна, полный комплект которых включал изделия ста пятидесяти размеров, изготовлены по индивидуальным шаблонам, поскольку двух одинаковых не было, рассказывает Виктор Смирнов.
Укреплена старая обрушающаяся кладка, причем старое здание преподнесло много сюрпризов, рассказал Олег Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44»
По словам Виктора Смирнова, самой сложной частью работы было приспособление старинного здания под музейные нужды: в исторические стены надо было «вписать» современные системы вентиляции, кондиционирования, климатического контроля и пр. Работы по установке инженерии закончены на 90%.
К декабрю будет завершена облицовка лестницы-амфитеатра, камень для которой должен в октябре прибыть из Италии. Свой архитектурный облик она уже обрела. Осветительные приборы получат и установят тоже в октябре.
По мнению Михаила Пиотровского, 95% того, что может быть сохранено из исторических деталей (лестниц, росписей, кладки) – сохраняется. На ступени внутренних лестниц и в коридоры возвращены снятые на время ремонта исторические каменные плиты.
Олег Явейн обратил внимание на качество бетона, а также на световые фонари, в том числе подлинный световой фонарь Росси, который после реставрации, как и два века назад, будет освещать два этажа. Михаил Пиотровский назвал световое решение «большим подарком», картины благодаря световым фонарям получают замечательный верхний свет.
По словам Олега Явейна, в ходе работ Главный штаб постоянно подбрасывал сюрпризы. Например, оказалась сильно разрушенной кладка несущей стены в корпусе вдоль Мойки, ее пришлось укреплять. Где-то вдруг обнаруживались своды или росписи, которые приходилось включать в план реставрации, на ходу меняя проект.
По словам Виктора Смирнова, несмотря на удорожание работ, их стоимость укладывается в прописанную в контракте (риск увеличения до 10% был учтен в договоре).
Пять внутренних дворов Главного штаба связаны проемами в поперечных корпусах, что преобразует их в «перспективно сходящуюся анфиладу», названную Новой Большой анфиладой. Она расположена по центральной оси здания и представляет собой чередование больших залов, встроенных в поперечные корпуса Главного штаба и висячих садов (садов скульптур из собраний Эрмитажа). Дворы соединены проемами, в которых установлены двустворчатые двери высотой 12 м. В Новую Большую анфиладу ведет лестница-амфитеатр.
Существовавшие помещения образуют три другие анфиладные линии: Дворцовую (вдоль Дворцовой площади), Певческую (вдоль Певческого проезда) и Речную (вдоль набережной реки Мойки).
В первую очередь проекта включены два из пяти дворов (ближайшие к Дворцовой площади и Певческому мосту).
Площадь реконструируемых в ходе первой очереди помещений – 32,5 тыс. кв.м. Собственно под экспозиции отведут 45 залов на 6,5 тыс. кв.м.
Как рассказал Михаил Пиотровский, практически сразу после сдачи первой очереди музей планирует перебазировать на 4-й этаж Главного штаба часть коллекции французской живописи XIX века («до Матисса») и скульптуры Родена. На третьем этаже разместится итальянская скульптура, коллекцию которой никогда не показывали полностью. Отдельные залы будут отведены тематике мальтийского ордена и масонства, выполненным Фаберже моделям царских регалий. Также Главный штаб примет часть коллекции современного искусства, в том числе композиции Кандинского и «Черный квадрат» Малевича, а также инсталляции Кабакова. Современному искусству отведен уникальный двусветный зал, единственный, где было возможно убрать перекрытия между этажами.
По словам Михаила Пиотровского, дата переезда бесценных полотен и скульптур будет зависеть от решения музейных климатологов: они оценят, насколько для экспонатов комфортно здание, где продолжаются строительные работы.
Конкурс на подряд по второй очереди реконструкции отменен: «Интарсия» получит заказ целевым образом, контракт будет подписан в октябре. Это решение Всемирного банка обусловлено тем, что в состав первой очереди по не зависящим от подрядчика причинам попала большая часть работ второй – укрепление фундаментов, усиление несущих конструкций. Практически, на конкурс пришлось бы выставить только реставрационную часть проекта.
Всемирный банк впервые согласовал продление контракта без конкурса для проекта такого масштаба, сделано это с целью избежать технических рисков. В настоящее время проверяются сметы, составленные на реставрацию, до конца октября определится стоимость контракта. Стоимость работ первой очереди – 4,4 млрд рублей.
Всемирный банк за счет кредита профинансировал 10% работ, остальное выделил федеральный бюджет. Стоимость контракта второй очереди будет выше, чем первой, поскольку потребуется больше дорогих реставрационных работ. Сумма контракта может составить 200 млн долларов, или 6 млрд рублей.
Анна Александрова