Опубликовано:
Главный архитектор Петербурга, зампредседателя КГА Юрий Митюрев рассказал, что планируется проведение нового конкурса на право застройки Новой Голландии.
Территория рукотворного острова, по принятым в 2009 году Правилам землепользования и застройки и городскому закону о границах зон охраны объектов культурного наследия, относится к охранной зоне, и строить там ничего нельзя.
Планировалось, что новый конкурс будет объявлен уже в июне, но сейчас понятно, что это случится позднее, скорее всего – до конца года, рассказал чиновник. Сейчас, по словам Юрия Митюрева, после того, как были нарушены инвестиционные условия прежнего конкурса, в администрации Петербурга и Росимуществе идут дискуссии о путях реализации проекта реконструкции – о возможном изменении закона или способах вписаться в действующее законодательство.
Проект реконструкции историко-архитектурного ансамбля Новой Голландии по итогам международного конкурса 2006 года начала компания Шалвы Чигиринского ООО «СТ Новая Голландия». На острове площадью 7,5 га (площадь имеющихся зданий – 68 тыс. кв.м) должен был появиться многофункциональный комплекс на 190 тыс. кв.м, включающий дворец фестивалей, галерею искусств, музей, а также коммерческую недвижимость (офисные центры, магазины, гостиницы) и подземную парковку. Проект был разработан англичанином Норманом Фостером. Он заморожен в начале 2009 года из-за ареста счетов Шалвы Чигиринского.
Архитектор, лауреат Государственной премии Вениамин Фабрицкий заявил, что решение жюри конкурса 2005 года было необъяснимым: победу отдали инвестору, предложившему наименьший и нереальный объем инвестиций – 320 млн. долл. «Эта стоимость была назначена для нашего проекта реконструкции Новой Голландии 1990-х годов, с тех пор цены выросли втрое. Чигиринский с этим позже согласился», – говорит Вениамин Фабрицкий (его проект реконструкции представлен в книге Татьяны Соловьевой «Новая Голландия и ее окружение»).
Кроме того, условия конкурса были нарушены, отметил архитектор: нельзя превращать старинные здания в магазины, тем более с подземной частью. Там сложившийся режим (в частности, грунтовых вод), вторжение в него неизбежно повредит зданиям XVIII века, на них уже появились трещины.
«Там великолепное пространство, почти Пиранези, его надо открывать!», – говорит Фабрицкий.
О великолепии пространства, открывшегося после сноса застройки на острове, говорил и Юрий Митюрев. По мнению же Татьяны Соловьевой, уничтожено слишком многое, что следовало сохранить: караулка у моста, построенная, с большой вероятностью, по чертежам Андреяна Захарова, опытовый бассейн, радиостанция, известившая мир о революции 1917 года (всего снесено 18 зданий).
Историк полагает, что проект Нормана Фостера был слишком «агрессивен по отношению к атмосфере острова». Запланированный в нем дворец фестивалей пересекал знаменитую арку Валлен-Деламота по высоте и должен был быть виден с противоположного берега Невы. Он был запроектирован на главной композиционной оси острова, которая никогда не предназначалась для застройки. Главное достоинство Новой Голландии – замкнутое пространство с открытым ковшом в центре – по проекту Фостера должно было исчезнуть.
Вениамин Фабрицкий рассказал, что Шалва Чигиринский соглашался с высказанным им мнением, что дворец фестивалей «уничтожает все вокруг» и обещал корректировку проекта.
«Условия конкурса изначально требовали сохранить лишь здания, стоящие на госохране, и было напрочь забыто, что этот уникальный комплекс является ансамблем, где пространство играет не меньшую роль, чем отдельные сооружения», – цитирует автор книги мнение заместителя директора института «Спецпроектреставрация» Михаила Мильчика.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.