Сегодня на вопросы БКН отвечает председатель Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга Юнис Лукманов. – Юнис Халитович, если обратиться в прошлое, капремонт проводили в советское время, и практически не вели при царе – но, за исключением немногих кварталов, старый жилфонд выглядит довольно невзрачно. Какие меры, способные радикально изменить его облик, возможны?
– Я бы хотел начать с того, что мы живем в уникальном городе, где более 20 тыс. только многоквартирных домов, более 100 млн кв. м общей площади жилья, из них около 20 млн – уникальный фонд. Когда мы говорим о капитальном ремонте, мы говорим не просто об улучшении технического состояния объектов, – это само собой разумеется, – мы говорим о воспроизведении этого уникального фонда. Потому что экономическая сущность капремонта – воспроизводство жилого фонда в полном объеме. Кроме того, наступило время, когда следует переходить от аварийно-восстановительного к планово-предупредительному ремонту. Это означает, что городское правительство, Жилищный комитет стремятся к полному изменению механизмов взаимодействия между собственниками, между государством и собственниками. Речь идет о подготовленных комитетом нормативных документах, часть из них уже приобрела законодательный характер, об изменении отношений в процессе капитального ремонта. В бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год все статьи, связанные с капремонтом, называются «расходы». А уже в 2009-м большая часть этих статей будет называться «субсидии собственникам помещений на проведение работ по капитальному ремонту». Это огромная разница – деньги будут расходоваться не чиновниками, а решение об их использовании будут принимать собственники. Здесь очень важно, чтобы четко была сформулирована цель ремонта, а именно улучшение технического состояния многоквартирного дома – обратите внимание, я использовал термин в единственном числе. Каждый дом уникален, в каждом нужно делать только то, что необходимо именно для этого объекта. И принимать ремонтные решения должны не только специалисты, но и те, кто в этом доме проживает. Это совершенно другой механизм принятия решения и финансирования работ. При этом собственники включаются в процесс не только как контролирующая составляющая, но и как источник определенного объема финансового обеспечения. Речь идет не только о фонде реформирования ЖКХ – речь идет о принятии решений, которые бы максимально учитывали все особенности и потребности многомиллионного города. И, прежде всего, наряду с решениями о сносе или капремонте, следует прилагать усилия, чтобы не допускать скатывания домов до аварийного технического состояния. Здесь важно расставить приоритеты, то есть проводить работы так, чтобы они сказывались позитивно на техническом состоянии многоквартирных домов. Все просто. Если направить консолидированно средства на ремонт кровли, то, например, через три года она перестанет течь во всем городе.
Наверняка всем известна программа благоустройства, которая работала три года. В результате придомовые и внутридворовые территории 5 тыс. домов были заасфальтированы, распланированы, преобразились. То есть, какую идею я хочу изложить, руководствуясь данным примером – не по районам или по домам определенной территории следует планировать капитальный ремонт, а по видам работ. И в этом случае результаты будут наглядны и эффект долговечнее. И, естественно, отбор домов на капремонт должен проводиться профессионалами, а ключевые решения пускай принимают собственники.
– Каковы особенности взаимодействия всех заинтересованных лиц в части подготовки признания аварийным того или иного дома?
– Последние три года по жалобам граждан в жилищные организации, районные администрации формируются перечни аварийно опасных объектов. Аварийность – это такое состояние несущих конструкций и перекрытий, вследствие которого возникает угроза здоровью и жизни проживающих граждан. После признания дома аварийным мы принимаем решение о расселении. Перечни подлежащих расселению домов утверждаются правительством Санкт-Петербурга, и на протяжении трех лет такие списки очень внимательно корректируются. Если в 2005 году они состояли из 50 домов, то сейчас для расселения определены уже 600 адресов. Списки эти будет расти по мере увеличения темпов нового строительства.
Полномочия признания домов аварийными возложены на глав районных администраций. Решение о сносе принимается только в том случае, если есть согласование КГА. КГА принимает самостоятельное решение в рамках своей компетенции и далее передает документы на согласование в КГиОП. Без заключения Комитета по охране памятников решение о сносе принято быть не может. Некоторые здания, признанные аварийными, не сносятся, а подвергаются реконструкции. То есть сохраняются первоначально существовавший фасад, возможно, несущие стены, а внутренние интерьеры застраиваются в соответствии с современными нормами и технологиями.
Если расселенное здание выставляется на торги, то и в этом случае должно быть компетентное заключение специалистов КГиОП о том, что если объект является памятником архитектуры, каков порядок его дальнейшего использования и реконструкции. Мне не известны случаи, когда бы здание было снесено без заключения КГиОП.
– А как привлечь подрядчика и не допустить ошибку?
– Только на конкурсной основе. Проблема в том, что мы субсидируем ТСЖ, объединения собственников жилья и управляющие компании, которые имеют договоры с собственниками, и нас очень волнует – а если эти деньги будут истрачены нецелевым порядком, если их попросту растащат? Мы перечисляем на определенные счета, проверяем – работы не выполнены и денег нет. Поэтому мы сейчас разрабатываем условия, соблюдать которые будет рекомендовано собственникам. Прежде всего, они должны тесно сотрудничать с организацией, которая способна осуществлять эффективный технадзор. И мы сейчас стремимся добиться того, чтобы исполнение надзора предлагали опытные жилищники, компании, зарекомендовавшие себя на рынке, чтобы именно с такими субъектами заключались договора. Знаете, ведь как бывает. Зарегистрировалась контора, получила лицензию, и что дальше? Так вот, идеальный вариант, мы считаем, – это когда средства распределяют собственники, но под строжайшим технадзором специализированной организации, желательно жилищников. Второе. Документация должна быть подготовлена специалистами. Не всякий имеет право писать сметы. Кроме того, следует определиться с тем, кто может проводить конкурсы. Может ли это делать председатель ТСЖ, или эти вопросы в состоянии урегулировать кто-то другой. И мы сейчас ведем работу, чтобы подготовить наши комиссии, чтобы они готовили конкурсную документацию, вскрывали конверты и т. п. А в документации должно быть заложено следующее: требования к подрядной организации, наличие лицензии, если требуется проведение спецработ, оценка опыта работы по балльной шкале, гарантийные сроки, сроки выполнения работ, цена – все это необходимо учитывать и анализировать. В том числе, оценить организацию и в плане антикоррупционного законодательства.
Беседовала Аделина Перкунайте