Главная Статьи Конфликт Аршавин и соседи защищают свои дома от сноса

Аршавин и соседи защищают свои дома от сноса

Опубликовано: 08.09.2013

acticle picture

 

3 сентября этого года в престижном петербургском жилом районе Коломяги прошел нетипичный митинг дольщиков. Люди, которые собрались здесь, чтобы выразить свой протест, не ждут своих квартир по десять лет, а застройщик, с которым они заключили договоры, не бросил стройку и не исчез с деньгами в неизвестном направлении. Напротив, здания построены, подключены к коммуникациям, а многие покупатели уже переехали в новые квартиры. Однако проблемы у них есть, и нешуточные: нескольким домам, входящим в малоэтажный жилой комплекс «Никитинская усадьба», угрожает снос как возведенным незаконно. 

Дома приговорили
На сегодняшний день к сносу приговорены три многоквартирных дома, построенные в рамках проекта «Никитинская усадьба». Решение принято властями на том основании, что дома были возведены без разрешения на строительство. Другой аргумент заключается в том, что данные многоквартирные дома незаконно построены на земле ИЖС – однако в действительности это не так. 
 
Напомним, проект «Никитинская усадьба» реализуется «Северо-Западной строительной компанией» с 1995 года на территории квартала 11Б Коломяги Приморского района Петербурга. За 18 лет развития района было построено более 60 малоэтажных жилых комплексов площадью более 150 тыс. кв.м. В «Никитинской усадьбе» проживает более 800 семей.
 
Конфликт с властями у застройщика жилого комплекса начался в 2012 году, когда Госстройнадзор получил полномочия обращаться в суд с исками о незаконно построенных зданиях и требовать их демонтажа. В числе нескольких «подсудных» оказались и три дома комплекса «Никитинская усадьба», расположенные по адресам Горная улица, 22, Тбилисская улица, 38, и Тбилисская улица, 40. 4 июля 2013 года Приморский районный суд под председательством судьи Анны Малиновской удовлетворил иск Госстройнадзора о признании этих строений незаконными и постановил их снести. На сегодняшний день в трех домах, которые суд приговорил к сносу, купили жилье 65 семей, или более 200 человек. Дома готовы и подключены ко всем инженерным коммуникациям – воде, электричеству, газу. 

Место для малоэтажки
Покупатели квартир и застройщик считают решение суда несправедливым. Строительство без разрешения – обычное дело на рынке, объясняют они: «Согласно этой логике, под снос должно пойти множество строящихся объектов в Петербурге». А информация о более тяжком грехе, строительстве многоквартирных домов на землях ИЖС, появилась в результате ошибки. «ГАСН берет во внимание и ссылается на то, что объекты в “Никитинской усадьбе” находятся в списке Комитета по земельным ресурсам и землеустройству спорных объектов недвижимости, располагающихся на участках ИЖС.
 
Однако включение в этот список – незаконно. Реализация проекта “Никитинская усадьба” ведется с соблюдением Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Участки, на которых построены дома, не относятся к категории ИЖС», – говорится в заявлении, подготовленном жителями домов.
 
Концепция застройки Коломяг была разработана и утверждена в середине 90-х в 6-й Мастерской ЛЕННИИПроекта. Территория должна была стать образцово-показательным районом, сочетающим коттеджи, таунхаусы и малоэтажные многоквартирные дома не выше четырех этажей. 
 
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия», с поправками, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 12.05.2008 № 274-44, район Коломяги относится к функциональной зоне 2ЖД – зоне малоэтажной многоквартирной застройки с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. Таким образом, здесь можно строить малоэтажные многоквартирные дома.
 
Конкретные участки по адресам Горная, 22, литер А, Тбилисская, 40, и Тбилисская, 38, находятся в зоне Т2Ж1 с разрешенным видом использования земельных участков «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)» – код 10300 по «Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга».
 
В 2009 году, во время утверждения Правил землепользования и застройки, концепцию строительства в районе уточнили. В тот период в Коломягах уже возводились многоквартирные малоэтажные дома, и владелец земельного участка получил возможность выбрать вид использования земельного участка: построить односемейный или многоквартирный дом. «Северо-Западная строительная компания» пользовалась возможностью корректировать назначение участка – правда, с поправками на существующую действительность. Оформление документов застройщик начинал одновременно со строительными работами, объясняя, что таким образом сокращает сроки строительства. Покупатели недвижимости сталкивались со сложностями в процессе оформления собственности, однако к срокам сдачи домов, качеству строительства и подключению к инженерии претензий не имели.

Мнение властей
Получив июльское решение суда, предписывающее снести дома на Горной и Тбилисской, покупатели жилья обратились за поддержкой к вице-губернатору Петербурга по строительству Марату Оганесяну. В письме к чиновнику жители домов попросили внести дома «Никитинской усадьбы» в список подлежащих так называемой «строительной амнистии», то есть разрешить застройщику оформить разрешение на строительство задним числом, как это нередко делается на рынке. Из аппарата вице-губернатора ответили, что решение суда надо исполнять, а несогласные с ним могут его оспаривать – опять же, через суд. «Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, – говорится в ответе. – При этом обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы (часть 4 статьи 13 ГПК). На основании изложенного, Вы вправе оспаривать в установленном законом порядке состоявшееся решение суда о сносе объекта». Второй совет дольщикам от аппарата г-на Оганесяна – судиться со строительной компанией: «Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ. Возможным выходом из сложившейся ситуации является Ваше обращение в суд с иском о расторжении договора с организацией, которая осуществляла продажу жилых помещений в доме, подлежащем сносу, и возмещении убытков».
 
Помимо петербургских властей, жители обратились также в администрацию президента – но с тем же отрицательным результатом. Ответ из управления по работе с обращениями граждан, подписанный советником департамента правового и аналитического обеспечения С. Финтисовой, гласил, что дома действительно незаконны на том основании, что у них нет разрешения на строительство. «Каких-либо мер по согласованию строительства застройщик не предпринимал», – говорится в письме, полученном из администрации президента. Отказы в поддержке, полученные жителями в различных властных инстанциях, в конце концов привели их к решению митинговать.

От депутата до футболиста
В митинге жителей «приговоренных» домов приняли участие не только рядовые дольщики. К ним присоединились депутат ЗакСа Марина Шишкина, скульптор и один из основателей расположенной в Коломягах «Деревни художников» Валерий Бытка, историк-краевед, автор книги «Коломяги. Вокруг и около» Сергей Глезеров. Ну а особое внимание общественности и СМИ к событию привлекло участие в нем полузащитника клуба «Зенит» Андрея Аршавина. Дело в том, что знаменитый футболист является владельцем квартиры в «Никитинской усадьбе», а непосредственно в домах, подлежащих сносу, ему принадлежат два места в подземном паркинге. 
 
Собравшиеся выразили единодушное мнение, что «сносить уже построенные и заселенные дома – это преступление». «Я не понимаю, почему такой красивый, комфортный и уже сформировавшийся малоэтажный район хотят пустить под снос и почему так долго оформляется собственность на квартиры.
 
Власти должны разобраться в ситуации и помочь гражданам, имеющим жилье в “Никитинской усадьбе”», – заявил Андрей Аршавин, добавив, что ему очень комфортно жить «Никитинской усадьбе» по соседству с базой «Зенита».
 
«На моих глазах деревня преобразилась в комфортный европейский район, застроенный интересными с архитектурной точки зрения домами. Малоэтажное строительство в Петербурге настолько редкое явление, что дома, входящий в комплекс “Никитинская усадьба”, я сейчас говорю как художник, можно занести в архитектурную “Красную книгу” и уже сейчас охранять, а ни в коем случае не сносить», – сказал Валерий Бытка.
 
«Полным абсурдом» назвала возможный снос жилых домов Марина Шишкина. Она пообещала «ни в коем случае не допустить такого развития событий» и заверила собравшихся, что в самом ближайшем времени лично пойдет на прием к Марату Оганесяну, чтобы обсудить с ним сложившуюся ситуацию.

Диалог не удался
О намерении бороться в суде за отмену сноса домов, со своей стороны, уверенно заявляет «Северо-Западная строительная компания». «Суд, вынося решение, отказал в проведении экспертиз на соответствие возведенного дома на частном земельном участке строительным нормам и другим регламентам. Попытки получения разрешения предпринимались. Мы уже два года ходим по кабинетам чиновников», – подчеркивает генеральный директор СЗСК Михаил Голубев.
 
В компании объясняют, что ранее им отказали в получении разрешения на строительство, поскольку объект ошибочно считается незаконным: «Застройщик в связи с объявленной вице-губернатором правительства Санкт-Петербурга М.М. Оганесяном “амнистией” подал в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга заявление о включении объекта в Реестр объектов самовольного строительства для возможности получения всей необходимой разрешительной документации и ввода дома в эксплуатацию. Застройщику было отказано во включении объекта в Реестр, так как данный объект включен в список КЗРиЗ как спорный объект недвижимости, возведенный на землях ИЖС. Однако данный объект внесен в список КЗРиЗ ошибочно и располагается на землях, предназначенных для многоквартирной малоэтажной застройки, в зоне 2ЖД по Генеральному плану Санкт-Петербурга». В компании сетуют, что в течение года неоднократно указывали на это в соответствующих органах исполнительной власти, однако диалог с чиновниками организовать не удалось, несмотря на то, что все подтверждающие документы имеются.
 
«В связи с возникшей ситуацией застройщик намерен предпринимать попытки для сохранения объекта, так как считает, что он соответствует всем строительно-техническим, санитарным и иным нормам, предусмотренным действующим законодательством», – говорит о доме на Горской, 22, Михаил Голубев.
 
В компании уверены, что сохранение «возможно и необходимо в интересах людей, приобретавших квартиры в данном доме, и тех, кто уже живет в этом доме. Сохранение этого дома важно для развития в Санкт-Петербурге районов комфортной городской малоэтажной среды и образцового кирпичного домостроения, каким является “Никитинская усадьба” в Коломягах». 
 
Тема обманутых дольщиков и необходимости решать эту острую проблему регулярно возникает в заявлениях властей, как федеральных, так и городских. По данным руководителя рабочей группы партии «Единая Россия» по работе с вкладчиками и дольщиками Александра Хинштейна, Петербург по количеству обманутых участников долевого строительства занимает второе место в стране после Московской области – в нашем городе пострадали от действий недобросовестных застройщиков 7700 семей. Они столкнулись с такими реальными бедами как двойные продажи, замороженные стройки, обанкротившиеся застройщики и пр. При этом покупателей недвижимости в «Никитинской усадьбе» к обманутым застройщиком причислить вряд ли можно. Ведение работ без разрешительной документации остается обычной практикой на сегодняшнем рынке. Виной тому часто не столько недисциплинированность девелоперов, сколько коррупция в администрации – не секрет, что получение или продление разрешения на строительство могут длиться годами. Дома, уже построенные без разрешения на строительство, но при этом благополучно подключенные к коммуникациям и переданные покупателям, конечно, не являются образцами для подражания, но на общем фоне выглядят не так уж страшно. А решение властей об их сносе, принимаемое под эгидой борьбы за прозрачный и законопослушный рынок недвижимости, не решит проблем существующих обманутых дольщиков, а наоборот, только лишь пополнит ряды пострадавших. 

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.