Вот уже несколько недель российская – и не только российская – общественность следит за ситуацией вокруг земельных участков в Пушкинском районе Петербурга, которые принадлежат Павловской опытной станции и которых ученые-биологи могут лишиться. Вместе с передачей земли под застройку произойдет потеря ценнейшей коллекции сельскохозяйственных растений, основанной Николаем Вавиловым.
Коллекция под снос
Приказы в адрес Павловской опытной станции освободить два участка (№2 и №18) в Павловске и передать их Фонду содействия развития жилищного строительства были подписаны в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Минэкономразвития России еще 25 декабря 2009 года. Станции, у которой эта территория находилась в бессрочном пользовании, велели покинуть землю в течение трех месяцев. Никаких обоснований принятого решения в приказах не содержится - если не считать того факта, что Фонд РЖС счел эти участки перспективными для застройки коттеджами. Компенсация за изымаемую землю институту не предусмотрена.
Об угрозе потери земли и коллекции растений стало широко известно в конце июня, когда исполняющий обязанности директора Павловской опытной станции Федор Михович сообщил о том, что принадлежащий ученым земельный участок собираются использовать под строительство жилья. Как сказал Михович в беседе с РИА «Новости», утрата коллекции «может стать мировой трагедией, поскольку многие редкие образцы плодовых культур, которые уже не встретишь в дикой природе, исчезнут навсегда».
Как заявляла пресс-служба Фонда РЖС, результаты проверок, проведенных в 2009 и 2010 годах, показывают, что информация о размещении на спорных земельных участках ценной коллекции растений не соответствует действительности. По мнению фонда, участок представляет собой территорию, часть которой распахана, а другая – покрыта естественным травяным покровом. Федор Михович в ответ на эти заявления сказал, что он и его коллеги готовы «встретить любую комиссию» и показать, что на участках действительно находятся коллекции сельскохозяйственных культур. В существовании коллекции могли лично убедиться представители СМИ. Кроме того, данные о том, что территория не используется, противоречат результатам аналогичных проверок, осуществленных в том же 2009 году.
Растения, пережившие блокаду
Коллекция семян сельскохозяйственных растений располагается на участках площадью 71 и 19 гектаров. Насчитывающая около 6 тысяч образцов плодовых, ягодных и декоративных культур, а также около 4 тысяч образцов кормовых культур, коллекция является самым большим в Европе полевым генофондом сельхозрастений.
Павловская коллекция семян была заложена в 1926 году великим биологом и генетиком Николаем Вавиловым. Она была сохранена в период блокады Ленинграда – двенадцать ученых тогда погибли от голода, но не стали употреблять в пищу хранящиеся семена. Сегодня этот факт знают и приводят в пример СМИ разных стан: оказывается, что бесценная научная коллекция, сохраненная ценой человеческих жизней во время войны, в условиях мирной действительности может быть погублена простым решением чиновников.
Мировой протест
Протесты, которые высказывали ученые Всероссийского института растениеводства, Академии наук и Россельхозакадемии, ни к чему не привели. За уникальную коллекцию пытаются заступиться также зарубежные ученые. Президент Международного общества растениеводства доктор Норман Луни назвал действия российских чиновников «насмешкой над международными усилиями по сохранению биоразнообразия». В правительство России направлено больше 10 тысяч обращений со всего мира с просьбой не допустить застройки территории.
Свою помощь предложил Глобальный фонд по управлению и сохранению разнообразия продовольственных культур, заявивший о намерении ради сохранения коллекции приобрести спорную землю. Однако и этот путь оказался невозможен — участки предоставляются только в аренду сроком на пять лет и только для целевого использования (строительство коттеджей, окруженных озелененными территориями). В ВИРе надеются на то, что предложение изменить условия, на которых участок выставляется на торги, будет услышано.
Когда суд не помогает
Представители ВИРа пытались через суд добиться признания недействительным распоряжения Росимущества о передаче участка в собственность Фонда РЖС. Ученые потерпели поражение: по итогам заседания, состоявшегося 11 августа в Арбитражном суде Москвы, в удовлетворении иска было отказано. Участок в соответствии с Генпланом Санкт-Петербурга расположен в границах функциональной зоны застройки односемейными жилыми домами, «распоряжение принято Росимуществом в рамках его полномочий и при наличии предусмотренных законодательством оснований».
Не нашедшие понимания в суде, защитники павловской коллекции теперь надеются на помощь президента. Совет Общественной палаты России после принятия судебного решения направил телеграмму Дмитрию Медведеву с просьбой защитить собрание образцов растений, не допустив передачи земли под застройку. Авторы телеграммы отмечают, что «именно коллекция НИИ им. Н.И. Вавилова может стать основой для возрождения посевного фонда страны и спасти положение в этот нелегкий для страны период».
Кроме того, в дело включилась Счетная палата РФ, которая, со своей стороны, проведет проверку законности и эффективности использования и распоряжения государственными земельными участками, находящимися в пользовании Павловской опытной станции.
Если усилия защитников территории от застройки не увенчаются успехом, коллекцию весьма скоро ожидает участь чеховского вишневого сада – в той разницей, что вместо размеренного стука топора здесь раздастся рев современного бульдозера.
P.S. Когда верстался этот номер, стало известно, что Дмитрий Медведев сделал новую запись в своем микроблоге в Twitter: «Получил обращение Общественной палаты по поводу Павловской станции. Дал поручение разобраться».