Главная Статьи Налоги Налог на паркинг: как снизить?

Налог на паркинг: как снизить?

Опубликовано: 22.12.2016

acticle picture


Размер налога на места в закрытых паркингах – проблема не только жителей элитных домов Крестовского, Петровского или Каменного островов, но и обитателей спальных районов. Что можно сделать для снижения налога?

Два процента в 2016 году

В Петербурге владельцы парковочных мест во встроенных паркингах в ноябре 2016 года оплатили налоги за прошлый год по инвентаризационной стоимости. Ставка налога –0,1–2%, причем максимальная ставка, 2%, применена для долей дороже 500 тыс. рублей (сегодня паркинг как нежилая недвижимость формально находится в долевой собственности владельцев). 

Встроенные паркинги расположены в новых домах, где инвентаризационная стоимость высокая и приближена к рыночной. Кроме того, в долю включена и площадь проездов. Так что владельцы платят налоги и за них – в отличие, например, от не облагаемых налогом лестничных площадок, лестниц и пр. 

В итоге на каждого сособственника приходится 27–40 кв. м нежилого помещения, и даже инвентаризационная стоимость доли нередко превышает 500 тыс. рублей. Например, в одном из недавно сданных ЖК Красносельского района инвентаризационная стоимость помещения в 7,7 тыс. кв. м составила 180 млн рублей. На долю каждой из 280 долей пришлось 27 кв. м и 650 тыс. рублей, налог с которых по ставке 2% составил 13 тыс. рублей. В «Северной долине», которую никак не отнести к бизнес-классу, инвентаризационная стоимость доли в паркинге – 800 тыс. рублей, 16 тыс. рублей налога. В доме на Крестовском острове доля в подземном паркинге – это 39 кв. м и 950 тыс. рублей инвентаризационной стоимости, налог – 19 тыс. рублей. 

Случаев оспаривания инвентаризационной стоимости не было, отмечает замруководителя юридического отдела компании «Русский фонд недвижимости» Владимир Иванов. 
Снизить налог за 2015 год могут льготники: у пенсионеров, например, есть право не платить налог на автостоянку – тогда как на нежилые помещения коммерческого использования льготы не действуют. 

Цена выше, ставка ниже

За 2016 год налог в Петербурге будет рассчитан уже от кадастровой стоимости. Проблема с оценкой парковок в многоквартирных домах, поясняют в ГУИОН, существует. Она возникла из-за отсутствия в кадастре данных о функциональном использовании помещений. Помещения делятся лишь на жилые и нежилые. Поэтому оценщики не отличают паркинги в жилых домах от прочих нежилых помещений в доме. Кадастровая стоимость паркингов рассчитывалась как среднее значение кадастровой стоимости квартир в доме.

«Деловой Петербург» писал, что кадастровая стоимость мест на встроенной парковке в домах на Петровской набережной превышала 6 млн рублей, в доме на набережной Мойки доходила до 7,6 млн рублей, в доме на Морском проспекте, 15, – до 10,9 млн рублей. Владельцы оспорили эту стоимость, и в результате она была снижена в 2,5–4 раза. 

В упоминавшемся ЖК Красносельского района кадастровая стоимость будет не 650 тыс. рублей, а 700 тыс. рублей. В «Северной долине» паркинг на 151 место оценен по кадастровой стоимости в 200 млн рублей, то есть 1,3 млн рублей за долю. 

Однако ставка налога при этом для собственников долей – 0,1% (если они оформлены как доля в нежилом помещении и дешевле 10 млн рублей). Сегодняшний максимум в 2% действует для объектов дороже 300 млн рублей. 

Если машиноместо оформлено как объект недвижимости, то по региональному закону ставка будет 0,3% от его кадастровой стоимости. 

Владелец машиноместа в «Северной долине», таким образом, заплатит в 2017 году 1300 рублей вместо 16 тысяч. В доме на Крестовском доля оценена в 2,9 млн рублей, и налог по ставке 0,1% составит 2,9 тыс. рублей – более чем вшестеро ниже рассчитанного по инвентаризационной стоимости. 

ФНС опубликовала письмо о том, что собственники долей в нежилых помещениях под автостоянку в доме могут с начала 2017 года обратиться в Росреестр с заявлением об изменении наименования объекта – если объект соответствует требованиям, предъявляемым к машиноместам. После этого налоговые органы учтут изменения при расчете налога.

Выделить и переоформить 

С нового года вступает в силу законодательная норма, в которой дано четкое определение понятия машиноместа, в том числе для целей налогообложения (ст. 1 ФЗ-315). В ней определено, что машиноместо – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства часть здания или сооружения, границы которой описаны в установленном порядке. 

Переоформление доли в отдельный объект недвижимости «машиноместо» сулит два преимущества: продать свое место можно будет без согласия сособственников. Также выделенное место будет меньше доли, по фактическим схемам автостоянок – от 10 до 15 кв. м вместо 27–40 кв. м вместе с проездами. 

«Поставить машиноместо на кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности как на самостоятельный объект недвижимости собственник сможет путем выдела доли в натуре посредством определения границ и местоположения машиноместа и оформления технического плана объекта. Однако на сегодня Минэкономразвития РФ еще не издан приказ, по которому в единую форму техплана объекта недвижимости будут внесены необходимые изменения, предусматривающие реализацию всей указанной возможности технически и практически», – пояснили в ГУИОН. 

В состав машиноместа при выделении его в натуре проезды входить не будут, считают в ГУИОН. Но учитывая, что проезды – это общедолевая собственность и любой владелец машиноместа в паркинге будет ими пользоваться, как каждый жилец пользуется лестничными клетками, то, по всей видимости, право на проезды как на общедолевую собственность будет оформляться каким-то способом, но как – пока все еще не ясно. 

Операции с долями в паркинге

Если исходить из действующего законодательства, для выделения доли в отдельный объект необходима договоренность с сособственниками, поясняет Владимир Иванов из «Русского фонда недвижимости». В случае отказа кого-то из сособственников у желающего «выделиться» один путь – в суд. 

Продажа доли без выделения в отдельный объект недвижимости требовала соблюдения норм о преимущественном праве выкупа. Во-первых, такие сделки обязательно удостоверяются нотариусами. Во-вторых, уточняет Владимир Иванов, надо соответствующим образом уведомить сособственников. Чтобы этого избежать, многие собственники долей продавали доли по сделке дарения. При этом у покупателя возникала обязанность уплаты подоходного налога в размере 13%. 

С 2017 года, как пояснил Росреестр, при наличии более 20 сособственников можно разместить предложение о продаже на «официальном сайте». В том числе, согласно приказу Минэкономразвития России от 17.11.2016 № 724, разместить информацию о продаже можно через личный кабинет на портале Росреестра, и она будет в открытом доступе в течение трех месяцев. Однако пока не определено, каким образом при этом будут оформляться отказы. 

При условии договоренности с сособственниками можно пригласить кадастрового инженера. Например, ГУП «ГУИОН» будет оказывать эту услугу заинтересованным собственникам. Можно также обратиться к любому кадастровому инженеру, состоящему в СРО, включенной в новый государственный реестр. Вопрос, будет ли за собственником доли закреплено именно уже используемое им машиноместо, тоже еще остается без ответа. 

Казалось бы, городские власти должны быть заинтересованы, чтобы припаркованные машины не загромождали улицы и дворы, не мешали снегоуборщикам. Но налоговая политика говорит об обратном. Было предложение снизить налог с 0,3 до 0,05%. Но оно не имело последствий. 

Сегодня владельцам парковочных мест остается ждать, пока чиновники определятся с процедурой переоформления доли в машиноместо и попытаться внести в кадастр данные о функциональном – некоммерческом – использовании нежилого помещения.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.