Опубликовано: 14.03.2024
Город на Неве славится своими архитектурными шедеврами и памятниками культурного наследия прошлых эпох. А есть ли у нашего города архитектурное будущее? О каких современных домах спустя сто лет потомки будут говорить как о знаковых проектах, изменивших облик того или иного района? Конечно, в современном Петербурге есть выдающиеся дома и комплексы, которые простоят не одну сотню лет и подарят петербуржцам будущего немало ярких впечатлений. Но есть дилемма: некоторые из них можно назвать не только выдающимися, но и сложными для восприятия.
Сегодня мы расскажем о таких проектах. Но сразу хотим подчеркнуть – в вопросах архитектуры мнения специалистов могут сильно разниться. Какие-то дома кажутся вершиной мысли одним архитекторам и неистово презираются другими – так было и сотню лет назад, так есть и сегодня. Поэтому просим вас быть лояльными к нашей подборке – в нее мы постарались включить как визуально непривлекательные проекты, так и постройки, которые являются знаковыми для своих районов, объекты, ставшие точками притяжения для горожан и заложившие основу для обновления городской ткани, даже несмотря на свой визуальный облик. Возможно, однажды они еще будут приняты нашими потомками.
Готовы? Тогда начнем с самого простого и очевидного.
Лахта-Центр
В 2019 году признан самым технологичным и красивым небоскребом по версии The Emporis Skyscraper Award, престижной международной премии. В здании 87 этажей – сегодня оно является самым высоким в Европе. Некоторые считают центр плохо вписывающимся в городской контекст и облик Приморского района.
Вторая сцена Мариинского театра
Мариинка-2 открыта в мае 2013 года. Многие горожане считают, что канадский архитектор Джек Даймонд не прочувствовал дух места.
В здании много стекла, панорамные окна разной высоты, строгие формы, а внутри – стены из оникса, большая спиральная лестница и люстры Swarovski. Зрительный зал построен по принципу оперных театров XIX века: здесь отличная акустика, а обзор хорош со всех посадочных мест.
Здание «Стокманн»
Открывшийся в 2010-м году универмаг «Стокманн Невский центр» неоднократно становился предметом обсуждений общественности – многие называли его «градостроительной ошибкой» из-за нарушающей допустимую высотность в центре надстройки и некачественного воссоздания фасадов.
К слову сказать, в свое время так говорили и о Спасе-на-Крови. Поэт и художественный критик Сегрей Маковский в начале ХХ века писал: «Что скажут о нас будущие поколения?» и предлагал снести знаменитый храм, считая, что он нарушает ансамбль канала Грибоедова. Не жаловали современники и дом Басина. Построенный архитектором Никоновым в 1879 году, «пряничный домик» на площади Островского ярко выделяется на фоне классического ансамбля: пилястры, лепная отделка, рельефные изображения петухов – петербуржцы образца XIX столетия считали, что дом напоминает кондитерский пирог, и иронично называли его «петушиным».
Терминал «Пулково»
Новый терминал «Пулково» был построен в соответствии с проектом английских архитекторов, известных своим участием в создании аэропортов Цюриха, Манчестера и других крупных европейских воздушных гаваней. В потолке первого этажа терминала выразительно изображена извивающаяся Нева, а на крыше здания размещены купола, напоминающие соборы. Под солнечными лучами крыша терминала преображается в золотистый оттенок, а стеклянные вставки напоминают о Пулково-1 с его оригинальными фонарями.
И все же – найдется немало людей, которым новый терминал пришелся не по вкусу. И в этом их нельзя винить: современная архитектура полна материалов, от вида которых глаз непроизвольно начинает дергаться. Обилие стекла, пластика, металла – и все это масштабно и вычурно. Чтобы понять и принять, нужно абстрагироваться от имеющихся знаний и опыта и увидеть здание с принципиально иной – функциональной и отвечающей духу времени стороны.
Неожиданный двор Quattro Corti
Бизнес-центр Quattro Corti расположен неподалеку от Исаакиевской площади – снаружи он выглядит как обычный старый особняк. Однако, войдя во внутренний двор, человек откроет для себя впечатляющий мир современности, созданный итальянским архитектурным бюро (среди проектов которого – преобразование целого исторического района Милана и работы для популярного модного дома Dolce & Gabbana). Внутренние стены бизнес-центра украшены стеклянными панелями, а каждый из четырех дворов оформлен панелями разного цвета – причем выбраны нестандартные оттенки: изумрудный, золотой, лазурный и терракотовый.
Но и тут местные жители часто оказываются недовольны – по их мнению, двор выглядит слишком современно для центра Петербурга.
ЖК «Русский дом»
Роскошь русского стиля и детализированная отделка – если бы это здание было построено в начале 1990-х, его можно было бы отнести к эпохе капиталистического романтизма. Но что четверть века назад было бы примером сочных капризов новой русской аристократии, сегодня смотрится не столь органично. Несмотря на живописный двор-курдонер и интересные планировочные решения, многие петербуржцы считают, что жилой комплекс от ЛСР плохо вписался в окружающую застройку. Проект ругают за чрезмерную показную премиальность, эксклюзивность и демонстративную роскошь. Критики считают, что ему не хватает скромности, экологической прогрессивности и социальной ответственности.
В его защиту можно сказать, что сегодня в центре Петербурга исключительно мало новых проектов, рассчитанных на такое большое число квартир – и для многих «Русский дом» стал отличным решением. И опять же – вспомним, как сотню лет назад жители активно ругали Дом Басина. А ведь песня всё о том же…
ЖК «Мельцер Холл»
Еще один современный жилой комплекс (правда, пока не построенный), который подвергся глобальной критике со стороны местных жителей – Meltzer Hall. Как его только не называли (из соображений этики воспроизводить перечень названий не будем, но просим поверить на слово – нейминг был не самый лицеприятный), однако факт остается фактом – проект смотрится не столь одиозно, как о нем рассказывают. Более того, после небольшой переделки «Студией 44» Никиты Явейна он успел выиграть несколько архитектурных конкурсов. Визуально здание напоминает некую безумную смесь северного модерна, современной архитектуры и хаотизма. Последнего, впрочем, больше всего – чего только стоят живописно разбросанные по фасаду разномастные окна!
Одна только проблема – строительство идет довольно туго. Поэтому любителям нестандартной архитектуры нужно приготовиться к длительному ожиданию. С учетом того, что проект смело могут внести в список долгостроев, есть риск, что для достройки будет привлекать компанию-донора. Впрочем, посмотрим – со зданиями, которые вызывают большой общественный резонанс, часто случаются подобные истории. Например, Victory Plaza от «Сэтл Сити» в Московском районе была задержана на несколько лет. Переносили и сроки сдачи Tesoro от компании «Аквилон» на Петроградской стороне. Тем не менее, оба жилых комплекса были успешно построены.
Итак, мораль здесь простая: городская среда подобна живому организму – в ней всё взаимосвязано, и существующая застройка формирует общую архитектурную стилистику, и каждый новый проект преобразует ландшафт. Порой то, что мы не приемлем сегодня, спустя десятилетия оказывается вдруг шедевром архитектуры и новой городской достопримечательностью. Чтобы поверить в сей простой факт, достаточно вспомнить, как парижане в свое время ненавидели Эйфелеву башню, и как гордятся они ей сегодня.
Впрочем, это не значит, что наш любимый город должен застраиваться многоэтажными «стекляшками» и сложными для восприятия современными конструкциями. Градостроительный план должен существовать, высотность застройки нужно ограничивать в соответствии с дореволюционными требованиями (в исторических районах, где это необходимо), а принимать решения должны не только чиновники и архитекторы, которых называют «лояльными к мнению клиента», но сами петербуржцы – мы с вами. Уверены, если бы такая практика была реализована, наш город развивался бы по куда более привлекательному вектору.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.