Опубликовано: 27.04.2024
Максимилиан Месмахер, петербургский архитектор, представитель направлений эклектики и раннего модерна, академик архитектуры и профессор Академии художеств, оставил после себя несколько десятков значимых построек в Петербурге. Сегодня мы предлагаем ближе познакомиться с работами маэстро и его жизнью, а также найти созвучие между домами Месмахера и проектами современных зодчих.
Первые шаги
Максимилиан Месмахер, родившийся в семье прибалтийских ремесленников, начал совершенствовать свой талант художника, обучаясь в школе при Обществе поощрения искусств. Надо сказать, что детство у маэстро прошло в исключительной бедности – его отец, работавший каретным, рано ушел из жизни. Попасть в школу Месмахеру помогла мать. После этого он поступил в Императорскую академию художеств, чтобы получить архитектурное образование, и успешно ее закончил, создав проект реставрации античного театра на Сицилии по итогам зарубежной стажировки. Также по окончании учебы он получил Большую золотую медаль Академии. Первые архитектурные проекты, выполненные для петербургской аристократии, принесли молодому человеку репутацию талантливого и надежного специалиста. Эти качества способствовали его быстрому карьерному росту.
Знакомство архитектора с сенатором Половцовым изменило его дальнейшую судьбу. С этого момента Месмахер стал не только исполнителем частных проектов семьи придворного банкира Штиглица, но и активным участником создания, а затем и первым директором Центрального училища технического рисунка Штиглица.
Достижения маэстро
В 1873 году Месмахер был назначен на должность в Технический строительный комитет, получив звание номинального советника. Спустя год он начал преподавать композицию в Рисовальной школе и работать архитектором в управлении при Минюсте.
Месмахер занимался восстановлением иконостаса Смольного собора по поручению Опекунского совета, используя стиль архитектора Растрелли. Для княгини Гагариной он обновил интерьеры её особняка на Большой Морской улице. Месмахер участвовал в реконструкции здания Императорского общества поощрения искусства. На пересечении улиц Знаменка и Кирочная архитектор возвёл церковь Косьмы и Дамиана, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней.
Одной из самых важных работ Месмахера стал проект по ремонту Исаакиевского собора в 1882 году. Ремонтные работы были связаны с неравномерной осадкой здания и требовали особого подхода и мастерства.
Месмахер получил широкую известность благодаря работе над особняком Половцова на Большой Морской. Это здание имеет богатую историю и сменило множество владельцев, каждый из которых вносил свои изменения. Половцов высоко оценил профессиональные качества Месмахера и его энергию, особенно в процессе строительства архива. В период с 1888 по 1892 год архитектор с большим увлечением работал над этим зданием. Он провел реконструкцию дворовых фасадов, а также фасада, выходящего на Мойку, создал уникальное оформление цоколя. Но, пожалуй, самой известной работой Месмахера в этом здании стал Бронзовый зал, который занял сразу два этажа. Этот зал славится своей парадностью и уютом, с одной стороны он соразмерен человеку, с другой – отличается простором. Благодаря его богатому декору, он известен не только в Петербурге, но и за его пределами. Увы, на сегодняшний день не все его элементы сохранились – например, исчезли французские гобелены, которыми были украшены стены.
Главное детище
В жизни каждого великого архитектора наступает момент, когда он создает свое самое выдающееся произведение. Это своего рода итог творческого пути, некое откровение перед зрителем. Однако, не каждому удается достичь такого успеха. Многие архитекторы в погоне за материальными благами теряют свою идентичность и остаются на прежнем уровне.
Месмахер не пошел по пути большинства и в конце творческого пути выдал нечто экстраординарное – здание Музея Училища барона Штиглица. Этот проект отразил основные эстетические тенденции своего времени и стал ярким завершением эпохи русской эклектики. Здание музея также привлекло внимание европейской архитектурной общественности и стало заметным явлением на европейской арене. В этом проекте Месмахер продемонстрировал глубокое знание истории архитектуры и сумел воплотить принципы историзма наиболее полно и убедительно.
После этого в Петербурге зодчий завершил еще один проект – фасады церкви Петрикирхе на Невском проспекте, однако в советское время здание изменилось до неузнаваемости, поэтому судить о работе Месмахера по этим фасадам нельзя.
В 1896 году произошли события, заставившие Месмахера уволиться с работы директора училища. По инициативе Половцова средства, завещанные основателем училища Штиглицом, были переведены в акции. В 1897 году Месмахер с женой уехал в Германию и поселился в Дрездене – там он провел свои последние десять лет жизни.
Дача Месмахера
В последнее время жители Санкт-Петербурга часто слышат о ещё одной достопримечательности, связанной с архитектором Месмахером – это, конечно же, дача его родного брата. Деревянный особняк, известный как «Жёлтая дача», был построен в 1902 году по проекту Максимилиана Месмахера на территории Шуваловского парка. Это единственное сохранившееся деревянное здание, созданное Месмахером, которое не претерпело изменений.
Архитектурное решение этой дачи поражает своей выразительностью: она полна неожиданных углов и разнообразных декоративных элементов, гармонично вписываясь в окружающую природу. Особенно выделяется трёхгранный балкон на втором этаже. Фасады украшены декоративным фризом, окна и эркеры дополнены выступающими деталями. Благодаря светлой охре, которая использовалась для окраски дерева, дача получила своё название – «Жёлтая».
Хоть к тому моменту архитектор уже уехал, он продолжал работать над российскими проектами и даже хотел вернуться, но не успел. Тем не менее, дача была достроена. С середины ХХ века года Шуваловский парк вместе с дачей Месмахера стал принадлежать Институту токов высокой частоты имени Вологдина. В 2018 году часть потолка в доме обрушилась, после чего было решено продать особняк на аукционе для его восстановления.
В 2020 году дачу за 5,63 миллиона рублей купила блогер и художница по образованию Рада Русских. Она занимается восстановлением и реконструкцией здания, сохраняя его исторический облик, цвета и детали при поддержке реставрационной компании «Интеф». Пока работ сделано немного, но, по словам обладательницы, два года заняли согласования проекта и получение разрешений. Фактически начало реконструкции состоялось лишь несколько месяцев назад.
Современные здания в стиле Месмахера
Точь-в-точь исторические архитектурные стили сегодня повторять не принято, однако есть интересные проекты, где видны отсылки к эклектике и модерну. К примеру, эклектичные элементы и модерновый характер, определенно, есть в проекте «Мельцер Холл» на Петроградской стороне. Его реализацией занимается компания «Альфа Фаберже». Кроме того, в облике дачи Месмахера читаются отсылки к традиционно-русскому стилю – дом напоминает классический терем. Такие же визуальные ощущения можно получить, разглядывая жилой комплекс «Русский дом» от ЛСР в центре Петербурга. Чистый модерн читается в проекте «Русские сезоны» от RBI, который строился в рамках реконструкции исторических корпусов «Сестрорецкого курорта» в Курортном районе Петербурга.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.