Опубликовано: 04.06.2011
Человеческий фактор
С начала пожароопасного сезона, то есть с середины апреля, в Ленобласти произошел уже 81 пожар. Основной причиной эксперты называют человеческий фактор. Почти все возгорания были потушены в течение суток, а средняя их площадь составила меньше половины гектара. По словам исполняющего обязанности председателя Комитета по природным ресурсам Ленобласти Алексея Эглита, это достаточно хороший показатель оперативности работы служб.
В то же время, по данным МЧС, 27 населенных пунктов, это 6% от общего количества населенных пунктов, а также 21 садоводческое товарищество, это 8% от общего количества товариществ, по сей день не готовы к пожароопасному сезону. «Меняется законодательство, меняются требования, они ужесточаются, – объясняет Алексей Эглит. – И то, что в прошлом году считалось нормальным, в этом уже таковым не считается».
Человеческий фактор по-прежнему остается основной причиной пожаров. «Люди не знают, как правильно разжигать костер, – сетует председатель Северо-Западного отделения международной организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук. – Большая часть приезжающих в лес людей – это не организованные группы, отдыхающие с кострами и шашлыками в специально отведенных для этого местах, а туристы с палатками, разводящие костры в самых живописных местах, природоохранных зонах».
Несмотря на предупредительные надписи о недопустимости разжигания костра, на каждом таком участке за выходные наблюдается до полусотни нарушителей. И если раньше таких людей могли задержать инспекторы, привлечь к ответственности и оштрафовать, то сейчас все иначе. Согласно закону, необходимо, чтобы в составе группы, инспектирующей участок, был госчиновник. «Это невозможно, – констатирует Юрий Шевчук. – Но нам на помощь приходит техника: при помощи
видеокамер мы можем установить номера машин нарушителей и передать дело в надзорные или правоохранительные органы».
Максимальный штраф за разжигание костра в охраняемом месте – 5 тысяч рублей. Однако дело, по словам экспертов, не в ответственности, а в безнаказанности. «Пусть был бы штраф 500 рублей, но если бы он взимался с каждого нарушителя, они бы задумывались, а пока все надеются проскочить, – говорит Юрий Шевчук. – Мы можем создать места организованного отдыха населения, рекреационные зоны, но для этого нам необходим тесный контакт с бизнесом. И нужно возродить общественную инспекцию, дать инспекторам право задерживать нарушителей, препровождать их в отделение милиции, составлять протоколы и передавать их в правоохранительные органы».
За ними следят
«В деле тушения пожаров самое главное – оперативность, – объясняет Алексей Эглит. – В Сибири, где много лесных площадей и мало населенных пунктов, применяется космическое наблюдение за очагами возгораний, но в Ленобласти мы используем наземное наблюдение. Поэтому Ленобласть довольно давно развивает систему видеонаблюдения за лесными территориями».
Система раннего обнаружения лесных пожаров, о которой идет речь, основана на использовании сети видеокамер. В 2010 году она уже включала в себя 62 точки видеонаблюдения. Зона перекрытия камер на Карельском перешейке составляет около 90% территории земель лесного фонда, в юго-западной и центральной части Ленобласти – более 70%, в восточной части – около 60% и в северо-восточной части – более 35%.
«Если мы видим задымление на нескольких камерах, мы вычисляем точку, куда направляем силы и тушим его, – продолжает Алексей Эглит. – Конечно, точно определить местонахождение очага сложно, но тут нам на помощь приходят современные технологии, в том числе и “Мегафон”, который предоставил возможность передачи сигнала через свой канал».
Для развития системы в 2011 году уже закуплены 46 камер, к концу года количество камер будет доведено до 133 штук.
Среди прочих мер, принятых для предотвращения лесных пожаров, в Ленобласти подготовлено более 10 тысяч км минерализованных полос, установлено почти 1800 аншлагов, обустроены места отдыха в лесу и проложено 214 км дорог противопожарного назначения. По словам Алексея Эглита, особый упор сейчас делается на подготовку детских оздоровительных лагерей. Возле населенных пунктов создаются минерализованные полосы и опорные точки. Создаются места отдыха вдоль дорог, чтобы водитель мог сделать перекур в специально отведенном месте, не бросая окурки в кусты у обочины.
Ведется и работа с населением. «Прежде всего это взаимодействие администрации населенных пунктов с лесничествами, – поясняет Алексей Эглит. – У нас есть техника, у них – люди. Но эти люди могут помогать только в выходные дни, когда они сами свободны. Пока серьезную помощь в тушении пожаров оказывают арендаторы лесных участков». Эксперты признаются, что сильно на помощь добровольцев не рассчитывают: в процессе работы могут возникнуть сложности юридического характера. Например, неясно, кто оплатит ущерб добровольцу, получившему при тушении пожара травму, или за чей счет будет восстанавливаться поломанная непрофессионалом техника. Что же до волонтерских организаций, то ни одна из них, несмотря на обещания, так и не предложила до сих пор свою помощь.
Коротко о погоде
Не секрет, что чем суше земля и выше температура, тем больше опасность возникновения пожара. Именно исходя из этих показателей и рассчитывается коэффициент пожароопасности. В жаркую сухую погоду он накапливается, но гасится дождем. Уже сейчас в некоторых районах Ленобласти, например, на Карельском перешейке, зарегистрирован 4 класс пожароопасности. Это достаточно высокий, но привычный для этого времени года показатель. Краткосрочные летние дожди обычно сильны, но локальны, поэтому в одном районе показатель пожароопасности может быть высоким, в другом – низким.
«Среднемесячная температура воздуха в июне ожидается близкая к норме, 14-16 градусов, но с положительной составляющей осадков от 90% до 130% в Санкт-Петербурге, по области до 160% от нормы. Коэффициент пожароопасности не превысит 4 класс, – рассказывает главный синоптик Гидрометцентра Санкт-Петербурга Александр Колесов. – Июль и август будут более сухими по сравнению с июнем, возможен даже дефицит осадков. Среднемесячная температура в июле ожидается около 16-18 градусов. Показатели пожароопасности повсеместно увеличатся до 4 класса, а в отдельных районах области до 5 класса.Дефицит осадков ожидается и в начале августа, температура воздуха – 14-16 градусов, но к концу месяца пожароопасность снизится до 3 класса, а к концу сентября и до 1 класса».
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.