Главная Статьи Проект Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург: когда детали станут реальностью

Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург: когда детали станут реальностью

Опубликовано: 12.08.2025

acticle picture

Строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт‑Петербургом — один из крупнейших инфраструктурных проектов последних десятилетий. Его цель — сократить время в пути до 2 часов 15 минут и связать два мегаполиса в единое транспортное пространство.

Этапы: проектирование, строительство, запуск

Проектирование всех этапов должно быть завершено до сентября 2025 года, с учётом экспертизы и оптимизации процедур.

Физическая часть стройки начнётся летом 2025 года; согласно последним данным, основное строительство стартует 1 сентября одновременно с московской и петербургской стороны.

Ожидаемая дата запуска движения — 2028 год; официальные дорожные карты указывают второй квартал, но есть и прогнозы с переносом на 2030 год.

Кто стоит за проектом и как он финансируется

В начале 2024 года создана концессионная компания ООО «ВСМ Две столицы», где участвуют РЖД, региональные власти и инвесткомпания «Лидер».

Финансовое закрытие проекта состоялось 20 декабря 2024 года; основное финансирование — 8,9 млрд рублей из Фонда национального благосостояния под низкую ставку.

В схеме участвуют Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк; общий объём инвестиций оценивается в около 2,3–2,35 трлн рублей ($26 млрд).

Маршрут и станции

Протяжённость магистрали — 679 км, проходит через Москву, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую область и Санкт‑Петербург.

По плану — 16 остановок; в Москве предусмотрены станции: Лениградский вокзал, Рижская, Петровско‑Разумовская, Зеленоград‑Крюково.

В Петербурге терминал создадут на четной стороне Лиговского проспекта, рядом с историческим центром.

Технические особенности и поезда

-      Скорость — до 360 км/ч, поездка займет всего 2 часа 15 минут между столицами (включая промежуточные остановки). Поездка из Москвы до Твери — 39 минут, из Новгорода до Питера — 29 минут.

-      Будут использовать новые поезда «Белый Кречет», производимые Уральскими локомотивами (Sinara Group), рассчитываемые на автоматизированное движение с автопилотом.

-      Применятся отечественные технологии: балласт‑фри пути, контактная сеть KS‑400 — всё это способствует технологическому суверенитету.

Затраты и эффект

·      Ориентировочная стоимость проекта — от 2,3 до 2,35 трлн рублей.

·      Государственная помощь включает 300 млрд руб. льготных кредитов из ФНБ до конца 2025 года, и субсидии в сумме 328 млрд руб. с 2024 по 2038 годы.

·      После запуска магистрали ожидается инвестиционный эффект: до 40 000 временных рабочих мест на этапе строительства и более 5 000 постоянных после запуска. Развитие отрасли машиностроения нового класса.

Перспективы и вызовы

Проект обозначен как самоокупаемый и стратегически важный, но эксперты прогнозируют возможные задержки из-за санкций, технологических ограничений и поставок компонентов.

Несмотря на риски, глава Минтранса Роман Старовойт заверил, что реализация идёт по графику, а придорожные "входы" уже строятся.

Высокоскоростная магистраль Москва — Санкт‑Петербург — это ключевой проект транспортной модернизации России. Его реализация запланирована на период 2025–2028 годов, маршрут пройдёт через шесть регионов, будет включать 16 остановок, и сократит время в пути вдвое. Общая стоимость проекта — свыше 2,3 трлн рублей, финансирование обеспечивают госструктуры и крупные банки. Если график соблюдён, появится новый стандарт междугородных пассажирских перевозок и укрепится технологическая самодостаточность в секторе.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.