Опубликовано: 12.08.2025
Строительство первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт‑Петербургом — один из крупнейших инфраструктурных проектов последних десятилетий. Его цель — сократить время в пути до 2 часов 15 минут и связать два мегаполиса в единое транспортное пространство.
Этапы: проектирование, строительство, запуск
Проектирование всех этапов должно быть завершено до сентября 2025 года, с учётом экспертизы и оптимизации процедур.
Физическая часть стройки начнётся летом 2025 года; согласно последним данным, основное строительство стартует 1 сентября одновременно с московской и петербургской стороны.
Ожидаемая дата запуска движения — 2028 год; официальные дорожные карты указывают второй квартал, но есть и прогнозы с переносом на 2030 год.
Кто стоит за проектом и как он финансируется
В начале 2024 года создана концессионная компания ООО «ВСМ Две столицы», где участвуют РЖД, региональные власти и инвесткомпания «Лидер».
Финансовое закрытие проекта состоялось 20 декабря 2024 года; основное финансирование — 8,9 млрд рублей из Фонда национального благосостояния под низкую ставку.
В схеме участвуют Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк; общий объём инвестиций оценивается в около 2,3–2,35 трлн рублей ($26 млрд).
Маршрут и станции
Протяжённость магистрали — 679 км, проходит через Москву, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую область и Санкт‑Петербург.
По плану — 16 остановок; в Москве предусмотрены станции: Лениградский вокзал, Рижская, Петровско‑Разумовская, Зеленоград‑Крюково.
В Петербурге терминал создадут на четной стороне Лиговского проспекта, рядом с историческим центром.
Технические особенности и поезда
- Скорость — до 360 км/ч, поездка займет всего 2 часа 15 минут между столицами (включая промежуточные остановки). Поездка из Москвы до Твери — 39 минут, из Новгорода до Питера — 29 минут.
- Будут использовать новые поезда «Белый Кречет», производимые Уральскими локомотивами (Sinara Group), рассчитываемые на автоматизированное движение с автопилотом.
- Применятся отечественные технологии: балласт‑фри пути, контактная сеть KS‑400 — всё это способствует технологическому суверенитету.
Затраты и эффект
· Ориентировочная стоимость проекта — от 2,3 до 2,35 трлн рублей.
· Государственная помощь включает 300 млрд руб. льготных кредитов из ФНБ до конца 2025 года, и субсидии в сумме 328 млрд руб. с 2024 по 2038 годы.
· После запуска магистрали ожидается инвестиционный эффект: до 40 000 временных рабочих мест на этапе строительства и более 5 000 постоянных после запуска. Развитие отрасли машиностроения нового класса.
Перспективы и вызовы
Проект обозначен как самоокупаемый и стратегически важный, но эксперты прогнозируют возможные задержки из-за санкций, технологических ограничений и поставок компонентов.
Несмотря на риски, глава Минтранса Роман Старовойт заверил, что реализация идёт по графику, а придорожные "входы" уже строятся.
Высокоскоростная магистраль Москва — Санкт‑Петербург — это ключевой проект транспортной модернизации России. Его реализация запланирована на период 2025–2028 годов, маршрут пройдёт через шесть регионов, будет включать 16 остановок, и сократит время в пути вдвое. Общая стоимость проекта — свыше 2,3 трлн рублей, финансирование обеспечивают госструктуры и крупные банки. Если график соблюдён, появится новый стандарт междугородных пассажирских перевозок и укрепится технологическая самодостаточность в секторе.