В начале июля Росстандарт зарегистрировал новую систему добровольной сертификации, над которой эксперты работали многие месяцы. «Оценка опыта и деловой репутации» – программа для экспертных, строительных и проектных организаций, а также для производителей стройматериалов. Авторы надеются, что она будет пользоваться спросом на рынке, а сертификаты станут своеобразными маркерами качества.
Услуги по стандартам
Политики любят повторять, что у России – свой неповторимый путь развития. Как оказалось, в системе стандартизации это действительно так: международные стандарты качества строительства оказались для России по разным причинам неприменимы. Так несколько лет назад родилась идея создания российского стандарта строительного качества.
Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Александр Зажигалкин считает, что систему стандартизации давно пора формировать и применять не только в области товаров, но и в области услуг. «Стандартизация является важным элементом управления экономикой во всем мире. В развитых странах стандарты добровольные, но вы никогда не продадите там свою продукцию, если не сделаете ее по стандарту. Такая продукция просто не поступит на рынок. В России это важный и, в идеале, эффективный инструмент, но пока не до конца оцененный», – говорит Александр Зажигалкин.
Эксперты рассказывают, что после принятия в 2003 году закона о техническом регулировании возникло всеобщее заблуждение, что все вопросы, связанные с продукцией и услугами, могут быть решены при помощи обязательных технических регламентов. Но урегулировать всю область экономики с помощью одних лишь обязательных документов не получилось.
Недавно в Госдуму был внесен проект закона о стандартизации. Александр Зажигалкин считает, что его принятие может реально подтолкнуть развитие стандартизации в России: «Первое – применение ссылки на стандарт. Во всем мире государственные регуляторы используют стандарт путем ссылки на него в своих нормативных актах. Это мировая практика, которая должна быть внедрена в России. Второе – ориентация на применение стандартов в осуществлении госзакупок. Желательно и даже необходимо применять стандарты в этой работе. Обеспечивая закупки по стандарту, вы получаете гарантированное качество продукции. Насколько будет этот закон рабочим – посмотрим. Но мы надеемся на его широкое обсуждение в рамках законодательных органов и скорейшее принятие».
Правила игры
Обсуждаемый экспертами стандарт призван удовлетворить потребность в оценке деловой репутации предприятий, работающих в области строительства. Заказчику, инвестору или любому другому участнику рынка будет проще оценить того, с кем он работает. Это не единственный, но дополнительный инструмент оценки.
Стандарт будет внедрен через систему добровольной сертификации. Однако добровольный характер отношений не смущает авторов проекта: потребность в оценке деловой репутации компании сформировалась давно. Сотни компаний работают на рынке, но не все проходит гладко. Стандарт призван сделать работу компаний более прозрачной и защитить конечного потребителя.
Как рассказал первый заместитель генерального директора ВНИИ сертификации Иван Чайка, институт посчитал этот документ важным и активно включился в его формирование. Эксперт назвал такой стандарт документом нового поколения, который отражает реальную потребность общества.
«Философия сертификации заключается в следующем: один стандарт, одна проверка, всеобщее доверие, – сказал Иван Чайка. – Это не бесплатная услуга, и она будет подвержена вирусу коммерциализации. Для этой болезни может быть создана благоприятная среда, если, к примеру, слишком велик спрос на услугу или внутри сообщества возникает безответственность и безнаказанность. Но у нас есть уверенность в том, что это будет надлежащая сертификация».
Уберечься от соблазнов и сохранить высокий уровень работы экспертам поможет простая логика: репутация есть и у тех, кто выдает сертификаты. «В обязательной сфере есть жесткий контроль, тогда как в добровольной все сложнее, – говорит Александр Зажигалкин. – К этой системе идут только тогда, когда она пользуется доброй славой на рынке».
Критериев, по которым будут оцениваться строительные компании, довольно много. Вице-президент Некоммерческого партнерства организаций строительной отрасли СРО «Строительный ресурс» Владимир Шахов перечисляет главные: «Мы будем оценивать историю компании, продолжительность ее работы на рынке и объем этой работы. Будем смотреть на средства, которыми располагает организация, на кадры, в том числе и на топ-менеджмент. Будет учитываться и личная история руководителей, их репутация. Будем смотреть на имиджевые характеристики компании, которые очевидны и доказуемы – например, судебные иски, поданные против компании, и решения по этим искам. Будем перепроверять информацию, поданную организацией. Логично, что компания, согласившаяся пройти добровольную сертификацию, не должна этому препятствовать».
Понятно и прозрачно
Поможет сертификация и дольщикам. По словам помощника полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Сергея Зимина, в регионах можно ввести государственную программу с участием банков и застройщиков, где система добровольной сертификации «сработает на сто процентов». Суть программы заключается в том, чтобы объединить на региональном уровне банки и застройщиков на добровольной основе. Покупатель строящегося жилья кладет средства на депозит в банк, а банк кредитует застройщика под низкий процент, выступая гарантом сохранения средств вкладчика. Контролирует весь процесс государство, и застройщик попадает под двойной контроль – и власти, и банка. Но прошедшим добровольную сертификацию честным застройщикам бояться нечего, тем более что выгоды для них также очевидны: не нужно ждать выкупа части квартир, да и процент банк дает ниже рыночного. По словам Сергея Зимина, переговоры с банками и застройщиками уже ведутся, и некоторые участники рынка не прочь поучаствовать в такой программе.
Что касается компаний, которые решатся на процедуру добровольной сертификации, то они могут как проходить ее разово, так и встать на абонентское обслуживание. Тогда проверки будут регулярными, но и информация – всегда свежая и актуальная.
«По мере формирования опыта работы с этим стандартом, наверно, потребуется какие-то вещи доработать, – отметил Александр Зажигалкин. – Сложные вопросы не решаются простыми действиями, но это нормально».
Параметры оценки компаний и систему начисления баллов авторы проекта обещали сделать прозрачной. Что же касается стоимости услуги, то пока осторожно ответили: цена – договорная.