Впервые в России лицензию управляющей компании в ЖКХ аннулировали после регулярных жалоб жителей многоквартирного дома. Такое решение вынес арбитражный суд Московской области, удовлетворив требование Госжилинспекции.
Прощай, лицензия!
С претензиями на бездействие управляющей компании «Жилищно-коммунальный сервис П» обращались собственники квартир одного из домов в Красногорске. Жителей не устраивало, что содержание вверенного хозяйства оставляло желать лучшего: в подъездах не убирали и не следили за исправностью общего имущества. В жилищную инспекцию посыпались жалобы, на которые ведомство отреагировало – нагрянуло с проверкой.
В итоге установили, что нарушения действительно есть. Но ничего не изменилось даже после выписанного штрафа. В течение 2016 года суды назначали несколько административных наказаний, которые не повлияли на работу управляющей компании. Что и привело к аннулированию лицензии.
Экзамен для управляющей компании
Напомним, что с 1 мая 2015 года управляющие компании обслуживают многоквартирные дома только по лицензии. Право на работу могут получить индивидуальные предприниматели и юридические лица, но после того, как докажут свою профпригодность. Для проверки знаний составлен даже список вопросов, утвержденный Минстроем РФ, и сдают экзамен только те, кто ответит правильно на 86 пунктов из 100.
С введением необходимого лицензирования эксперты были уверены, что около 15% управляющих компаний рынок покинут. С появлением судебной практики, вероятно, запустился и механизм очищения.
Кто виноват и что делать?
За последние полтора года в России выдано около 17 500 лицензий управдомам. Но недовольных работой управляющих компаний хватает по всей стране, не исключение и Петербург. Хотя официально лишить права на работу в доме могут после невыполнения двух предписаний органов жилнадзора. Если компания потеряет это право в 15% от обслуживаемых домов, лицензия аннулируется.
Какие же действия должны предпринять жильцы дома, чтобы заставить управдома зашевелиться, либо добиться его ухода?
Сначала составляется жалоба на управляющую компанию, в которой изложены основные претензии жителей. Один вариант документа отправляется на рассмотрение в государственный орган, второй – непосредственно в саму управляющую компанию, которая должна дать ответ в течение 10 дней. Если мирным путем решить проблему не получится и на ваши замечания вместо ожидаемых действий получен отказ, то следует обратиться в Жилищную инспекцию, которая по итогам проверки имеет право наложить административные взыскания.
Второй способ – жалоба в форме заявления в Роспотребнадзор. В этом случае с инспекцией в дом нагрянут сотрудники ведомства и в случае обнаружения нарушений также применят санкции. Вполне возможно, что после того, как деятельностью управляющей компании заинтересуются вышестоящие органы, вопрос о порядке в доме будет закрыт.
Но если оба варианта не приведут к результатам, следует обращаться в прокуратуру или в суд. При этом решение о подаче заявления в суд принимает лицензионная комиссия.