Главная Статьи Досуг Архитектурные тренды в кино: как реальные здания вдохновляют режиссеров

Архитектурные тренды в кино: как реальные здания вдохновляют режиссеров

Опубликовано: 30.08.2024

acticle picture

Архитектура и кино – два творческих направления, которые, на первый взгляд, могут показаться далекими друг от друга. Однако на протяжении последнего столетий между этими искусствами прослеживается теснейшая связь и обоюдное вдохновение.

Кинематограф с его способностью создавать визуальные миры давно черпает вдохновение из архитектурных форм – на видение деятелей большого экрана влияют величественные дворцы, футуристические небоскребы или уютные городские улочки. В свою очередь, архитекторы нередко обращаются к киноискусству, находя в нем источник идей для собственных творений. Захватывающие образы, рожденные на экране, зачастую трансформируются в реальные здания и пространства.

Тесный диалог между двумя направлениями постоянно порождает новые культурные феномены. Архитектурные стили разных эпох находят отражение в визуальном языке кино, а кинематографические шедевры вдохновляют архитекторов на создание все более смелых и нестандартных концепций.

Как архитектура и кино, взаимодействуя, формируют новые культурные коды – об этом читайте в нашем материале.

Исторический экскурс

Растянутая во времени история кинематографа тесно переплетена с эволюцией архитектурных стилей. Каждая новая художественная эпоха – барокко, модерн, конструктивизм – находила свое отражение в визуальном языке кино.

В ранних немых фильмах начала XX века доминировали декорации, вдохновленные классической архитектурой. Грандиозные мраморные дворцы, колоннады и арки создавали атмосферу величия и торжественности, соответствующую духу того времени. Примером может служить культовая немая лента Фридриха Мурнау «Носферату. Симфония ужаса» (1922), где архитектура замка графа Орлока выдержана в готическом стиле.

Переход к звуковому кино в 1920-е годы ознаменовался и сменой архитектурных предпочтений. На смену помпезным классическим декорациям пришли более лаконичные конструктивистские формы. Так, в картине Фрица Ланга «Метрополис» (1927) футуристические небоскребы и геометрические здания создают образ урбанистической антиутопии.

С середины XX века в кино все больше начинает доминировать модернистская эстетика. Фильмы Альфреда Хичкока, Стенли Кубрика, Джона Мак-Тирнана демонстрируют тяготение к чистым линиям, стеклу и бетону – визуальным маркерам архитектурного модернизма. Достаточно вспомнить интерьеры отеля «Оверлук» из «Сияния» Кубрика (1980) или футуристический мир «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта (1982).

Наконец, в последние десятилетия кинематограф все чаще обращается к постмодернистской архитектуре, черпая вдохновение в ее эклектичности, игре с историческими стилями и яркой цветовой палитре. Яркий пример – фантастический Нью-Йорк Люка Бессона в фильме «Пятый элемент» (1997).

Реальные здания – вдохновение для режиссеров

Мало того, что архитектурные стили различных эпох служат источником вдохновения для кинематографистов, реальные архитектурные объекты нередко попадают на киноэкран, становясь полноценными «звездами» фильмов.

Одним из наиболее известных примеров является вокзал станции Шувалово в Санкт-Петербурге. Этот живописный комплекс в стиле неоготики конца XIX века полюбился режиссерам благодаря своей романтической и таинственной атмосфере. Так, интерьеры вокзала стали узнаваемой локацией в советской серии телефильмов «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (1980) с Василием Ливановым и Виталием Соломином в главных ролях.

Не менее «киногеничны» и другие архитектурные памятники Северной столицы. Петергофский дворцово-парковый ансамбль с его каскадами фонтанов и павильонами не раз служил живописной декорацией для советских и российских фильмов, от «Соломенной шляпки» до «Звезды пленительного счастья». А уж сколько архитектурных шедевров попало в кадры популярных кинолент середины 00-х – например, в «Питер FM» Оксаны Бычковой и «Прогулка» Алексея Учителя.

Режиссеры нередко используют реальные архитектурные объекты, чтобы усилить атмосферу и характер своих фильмов. Так, суровая красота старых деревянных зданий Апатит, Кировска и Териберки идеально подчеркивает тревожный настрой киноленты Андрея Звягинцева «Левиафан». А футуристические небоскребы стали идеальной декорацией для динамичных сцен фантастического блокбастера «Падение Луны» Роланда Эммериха.

Современные архитектурные тренды в кино

Сегодня режиссеры все чаще обращаются к новейшим тенденциям, черпая из них вдохновение для создания визуального стиля своих фильмов. Ярким примером могут служить жилые комплексы Barcelona, «Русские сезоны», возведенные в Санкт-Петербурге. Они выдержаны в модернистской эстетике с ее четкими геометрическими формами и лаконичными фасадами, во многом перекликается с характерным «почерком» современного кинематографа.

А в Красносельском районе Северной столицы возводится жилой комплекс «Кинопарк», проект, тесно связанный с историей кинематографа. Возводимый на месте бывшей территории киностудии «Ленфильм», он призван не только обеспечить современные жилищные условия, но и перенести жильцов в атмосферу большого экрана. Стилистика и архитектурные решения «Кинопарка» несут в себе отсылки к классическому кинематографу, тем самым сохраняя и транслируя культурное наследие петербургской киноиндустрии.

На первый взгляд, связь кино и архитектуры не кажется значимой, однако на практике каждая деталь важна при выборе проекта. Чем больше вы найдете личностных сходств с проектом, тем комфортнее вам будет жить в таком доме, тем приятнее будет возвращаться в родную квартиру по вечерам.

Сегодня многие девелоперы, понимая тенденцию осознанного выбора жилья, стремятся создавать проекты, полные искусства. Изящные линии, качественные материалы, нестандартные формы – каждый из этих вдохновляющих элементов способен побудить человека к покупке. Выбирайте не только умом, но и сердцем – и вы обретете дом, где будете счастливы.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.