Опубликовано: 25.04.2025
Санкт-Петербург с каждым годом становится всё более удобным для тех, кто выбирает велосипед как средство передвижения. Вопрос экологии, желание вести активный образ жизни, пробки и дороговизна топлива делают велосипед всё более популярным. При этом комфорт и безопасность передвижения напрямую зависят от развития велоинфраструктуры — и в этом направлении город уверенно движется вперёд.
Ещё в начале 2010-х годов о полноценной сети велодорожек в Петербурге не шло и речи. Велосипедисты делили проезжую часть с машинами или тротуары с пешеходами, подвергаясь опасности и создавая конфликтные ситуации. С 2015 года началась системная работа: первые дорожки появились в центре города, на Васильевском острове и в районе Крестовского острова. Постепенно инфраструктура охватила Приморский, Московский, Фрунзенский районы. Но основной скачок в развитии начался с утверждением программы "ВелоПетербург".
Где уже можно кататься с комфортом
На сегодняшний день в городе действуют десятки километров велодорожек, хотя они пока не формируют единую сеть. Среди самых популярных маршрутов:
- Крестовский остров и Парк 300-летия — идеальные места для прогулок у воды, оборудованные дорожками, прокатом и освещением.
- Приморская веломагистраль — соединяет парк Победы и побережье Финского залива.
- Шуваловский проспект — велодорожка от станции метро «Пионерская» до Комендантского проспекта.
- Садовая, Гороховая, Караванная улицы — участки с велополосами в центральной части города.
- Южные районы (улица Типанова) — новый маршрут, соединяющий густонаселённые кварталы.
Кроме того, в Невском и Выборгском районах создаются локальные веломаршруты у школ, вблизи станций метро и парков.
Где появятся новые велодорожки в 2025 году
По данным Смольного, до конца 2025 года в шести районах Петербурга построят около 7 км новых веломаршрутов:
- В Пушкинском районе — вдоль Парковой и Петербургского шоссе;
- В Московском — вдоль улицы Ленсовета и Пулковского шоссе;
- В Красносельском и Фрунзенском районах — в новых кварталах массовой застройки;
- На Васильевском острове — продолжение уже существующей велополосы на Среднем проспекте;
- В Приморском районе — вблизи Юнтоловского заказника и ЖК в районе Каменки.
Эти маршруты будут оборудованы современной навигацией, велопарковками, антивандальными ограждениями и направленным освещением.
Планы на будущее: Петербург к 2030 году
К 2030 году власти Петербурга планируют увеличить протяжённость веломаршрутов до 200 км, а к 2039 — до 500 км. Концепция предполагает:
- Создание «сквозных» веломаршрутов, пересекающих город с севера на юг и с запада на восток;
- Строительство велопешеходных мостов;
- Интеграцию велодорожек с транспортными узлами и станциями метро;
- Развитие системы городского велопроката.
В долгосрочной перспективе велодорожки появятся и за пределами КАД — в Шушарах, Новосергиевке, Мурино, Колпино, Пушкине. Таким образом, пригородные и спальные районы получат устойчивую связь с центром города без необходимости садиться в машину.
Мнение горожан: что ещё нужно улучшить
Несмотря на положительную динамику, велосипедисты Петербурга указывают на проблемные зоны:
- Не хватает сплошных маршрутов — часто велодорожка обрывается через 500 метров;
- Мало защищённых полос, особенно в центре;
- Велопарковки размещаются не всегда удобно и часто заняты не по назначению;
- Отсутствие нормального ухода за дорожками зимой — их не чистят, что делает велопоездки возможными только летом.
Тем не менее большинство отмечает, что за последние 5 лет ситуация изменилась в лучшую сторону. Всё больше семей катается с детьми, развивается велотуризм, появляются велокафе и мастерские у крупных маршрутов.
Петербург в сравнении с другими городами
По протяжённости велоинфраструктуры Петербург пока уступает Москве, где за последние 10 лет было построено более 1000 км велодорожек и велополос. Но Петербург выигрывает в атмосфере: сочетание парков, исторической застройки и каналов делает велопрогулки особенными. Сравним также с Европой — в Хельсинки, Копенгагене и Амстердаме сеть велодорожек достигает 400–600 км и полностью интегрирована с общественным транспортом. Петербургу есть куда стремиться — и он уже на этом пути.
Санкт-Петербург движется к тому, чтобы стать полноценным велогородом. Пусть пока маршруты не образуют единую систему, но уже сейчас можно выбрать десятки комфортных направлений для прогулок, спорта или даже повседневных поездок на работу. С развитием инфраструктуры и поддержкой от города велосипед станет не только экологичным, но и самым удобным видом транспорта в Петербурге.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.