Опубликовано: 17.05.2024
Монументальный и запоминающийся, ампир стал одним из базовых архитектурных стилей Петербурга. Особое влияние на облик нашего города он оказал в начале XIX века, но и позднее преображал урбанистическое пространство, уже в иных ипостасях. Сегодня мы расскажем историю петербургского ампира – от времен царских до сегодняшних.
От Рима до Франции
В эпоху расцвета Франции на заре XIX века, Наполеон стремился укрепить имперскую власть, что нашло свое отражение в архитектуре и дизайне интерьеров. Стиль ампир возник в ответ на всеобщий интерес к Римской империи и античности. Здания и памятники этой эпохи украшались военными символами: щитами, луками, плюмажами, лавровыми венками, воплощая в себе дух войны и победы. Наполеон, создавая новое государство, стремился придать французским городам величие и поэтому обращался к стилю Римской империи. Под его правлением во Франции появились такие величественные сооружения, как церковь Триумфальная арка на площади Этуаль, Вандомская колонна Гондуэна и Лепера.
Русский ампир
В Петербурге стиль ампир начал свое развитие в начале XIX века, достигнув пика популярности в период с 1812 по 1830 годы. Он возник в результате слияния позднего классицизма и западноевропейских архитектурных традиций, особенно французских. Парадоксально, что стиль, связанный с эпохой Наполеона, успешно развивался в стране, одолевшей самого Наполеона, в отличие от Германии и Австрии, членов антифранцузской коалиции.
Русский ампир нередко называют королевским за его тягу театральности. Он отличается обилием колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, мотивов, вдохновленных античной скульптурой, грифонов, сфинксов.
Известные архитекторы
Эпоха русского ампира, воплотившаяся в произведениях выдающихся архитекторов Карла Росси и Василия Стасова, взяла много традиционных черт предшественников – в частности, Кваренги. Отвергая французские влияния, Росси предал новую жизнь городскому пространству, создав великолепные ансамбли Петербурга. На Дворцовой площади величественно возносится здание Главного штаба, на Сенатской площади – Сенат и Синод, на Михайловской площади – Михайловский дворец, а на Александринской – Александринский театр.
В начале своего творческого пути в Санкт-Петербурге, Росси возвел два павильона в саду Аничкова дворца. Изысканные арочные окна, ионические колонны, и древнерусские воины, ожившие в фигурах, стали его неподражаемой подписью. А уравновесили стройные одноэтажные здания тяжелые карнизы.
Василий Стасов, в свою очередь, внес вклад в развитие русского ампира, трудясь над обликом Петербурга с 1808 года. Он создал несколько значимых сооружений, среди которых выделяется Троицкий собор, украшающий исторический район Коломна.
Особое внимание заслуживают Нарвские Триумфальные ворота, заменившие старые деревянные, построенные Кваренги – они стали символом возвращения победоносных полков из Франции. Они украшены фигурами древнерусских воинов и списками битв. Вторые ворота – Московские триумфальные построены Стасовым в знак памяти о завершении русско-турецкой войны. Хотя их композиция несколько отличается от классических ампирных форм, в них читается дух этой эпохи, придающий им величественность и уникальность.
Ампир советский
Сталинский неоклассицизм — это ретроспективный стиль, который пришёл на смену авангарду. Вдохновение советские архитекторы черпали из дореволюционной архитектуры Петербурга. При строительстве строгих и монументальных зданий использовался опыт прошлого, но при этом учитывались тенденции западного ар-деко и советские идеологические особенности. Так возник стиль, известный сегодня как сталинский ампир.
Среди ярких его примеров — Дом Советов на Московском проспекте. Многие из вас наверняка слышали о легендарном Дворце Советов в Москве, конкурс на проект которого был одним из самых масштабных в истории России. Здание должно было стать высочайшим сооружением в истории человечества. Однако строительство Дворца Советов прервала война. В Ленинграде также планировали возвести аналогичное по функциям здание, которое стало бы сердцем нового центра города (в то время существовал план перенести центр города на юг).
Перенос центра не состоялся, но Дом Советов всё же успели построить. Автором проекта Дома Советов стал Ной Троцкий. Здание обращено главным фасадом на Московскую площадь – самую большую площадь города. Размер площади напрямую связан с Домом Советов: она специально сделана сомасштабной творению Троцкого. Открытое пространство усиливает эффект величественности Дома Советов, формируя, пожалуй, самый массивный ансамбль Петербурга в стиле сталинского ампира.
Также к примерам направления можно отнести жилой дом со встроенным кинотеатром «Спорт» на Большом Сампсониевском проспекте, здание на Ждановской набережной, 11, Институт ЛенНИИпроект на улице Куйбышева и многие другие.
Ампир в современной архитектуре
Сегодня архитекторы нередко обращаются к ампиру при реализации проектов. Например, отсылки к стилю можно увидеть в ЖК Shepilevskiy в Московском районе, на улице Алтайской, 39. Дом назван в честь выдающегося архитектора Модеста Анатольевича Шепилевского, который внёс значительный вклад в развитие советского классицизма. Shepilevskiy состоит из одного дома премиум-класса, он строится в стиле переосмысления классического сталинского ампира с учётом современных реалий урбанистики. Фасады здания будут выполнены из архитектурного бетона с декоративными вставками и оснащены навесными вентилируемыми фасадами.
ЖК «ID Московский» от «Евроинвест Девелопмент» тоже можно привести в качестве примера стиля ампир. Он состоит из двух корпусов высотой от 9 до 10 этажей и предназначен для 173 квартир. Комплекс строится с использованием кирпично-монолитной технологии, первая очередь будет сдана во втором квартале 2023 года, а вторая — в четвёртом квартале того же года. Проект относится к бизнес-классу, а его архитектурная концепция разработана мастерской Степана Липгарта – она сочетает в себе элементы ар-деко, ампира и неоклассицизма. Интересными особенностями проекта являются лаунж-зоны на колоннадах, прогулочная зона и SPA для жильцов.
Настроение сталинского ампира можно найти и в фасадах жилых комплексов «Ренессанс» от AAG, «Цивилизация» от ЛСР. Чаще всего такие проектные решения находят отражение в масштабных жилых комплексах. И это логично – с учетом тяги стиля к монументальности.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.