Опубликовано: 15.07.2021
Мощные колонны, изящные арки, резные барельефы, сложные завитки, нарядность и обилие всевозможных элементов – все это про петербургское барокко. Этот стиль, отчасти кажущийся чрезмерно ярким и помпезным, сформировал облик имперской столицы, сделал Северную Пальмиру поистине притягательной для туристов со всего мира. Он стал предтечей рококо, поздней готики, а после – и эклектики, неоклассицизма. Как минимум поэтому он заслуживает особого интереса.
Как все начиналось: история
Барокко зародилось в XVII—XVIII веках и сразу стало весьма популярным во многих европейских странах. Вначале оно несло негативный оттенок, словно бы издеваясь над эпохой Ренессанса. Многие считали его нелепым и абсурдным, однако это не помешало ему стать одним из фундаментальных течений и образовать целую эпоху. Барокко взяло многое из эпохи Ренессанса и маньеризма, однако в Петербург пришло несколько в ином обличии – связано это, прежде всего, с тем, что Петербург город молодой, и идеи маньеризма угасли еще до его основания.
Выделяют две основные эпохи барокко в Северной столице – петровскую и елизаветинскую. Обе они отражают торжественность, пышность, фундаментальность, все постройки в этом стиле выглядят богато (и это не только визуальная особенность – каждый особняк стоил огромных денег). При обустройстве именитых домов того времени использовали исключительно дорогие строительные материалы и предметы меблировки. Некоторые элементы узнаваемы и сегодня – предметы декора, покрытые толстым слоем позолоты, мебель на львиных золотых лапах, тяжелые портьеры, спускающиеся каскадом, драпировка. Все смотрелось масштабно и драматично от первой и до последней детали.
Петровское барокко ориентировалось на образцы шведской, немецкой, голландской архитектуры – именно поэтому здания петровских времен выполнены в очень эклектичном стиле, в них чувствуется интернационализм. Петровское барокко словно разбавлено готическими линиями, французской мягкостью. Барокко того времени – довольно условное барокко. К его отличительным чертам можно отнести:
Простоту объемных элементов;
Высокие крыши на голландский манер;
Башенки с острыми шпилями;
Два цвета во внешнем оформлении – как правило, зеленый и белый, красный и белый;
Некая сдержанность в убранстве, которая в меньшей степени свойственна классическому барокко.
Особое значение в петербургском барокко имел отказ от византийских традиций, которые столь явно прослеживались в то время в московской архитектуре. В то же время не было в петербургском прочтении и итальянских традиций, точнее – они имели место, но ощущались куда менее явно, чем французские, немецкие, голландские.
Яркие примеры архитектуры эпохи барокко
Первые архитекторы, которые работали в этой технике, сформировали самый центр Санкт-Петербурга – речь, конечно же, о таких именитых мастерах как Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Николо Микенти, Андреас Шлютер. Все они приехали в Петербург по приглашению Петра I и привнесли в создание центра свои национальные идеи. Работали в стиле барокко и отечественные архитекторы – например, Михаил Земцов. Интересно, что в период правления Елизаветы Петровны барокко стало более роскошным и нарядным – это видно по работам главного архитектора того времени, Франческо Бартоломео Растрелли.
Говоря об основных строениях в стиле барокко имперского Петербурга, нельзя не сказать о следующих:
Летний дворец Петра I, Доменико Трезини. Один из самых ярких представителей петровского барокко.
Петропавловский собор, Доменико Трезини. Строительство началось 29 июня 1703-го года, минимально помпезно, однако масштабно.
Меншиковский дворец, Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Первое каменное здание в новой столице.
Церковь Симеона и Анны, Михаил Земцов, Иван Бланк. Барокко здесь соседствует с русским церковным зодчеством.
Большой Екатерининский дворец, Бартоломео Растрелли. Одна из самых грандиозных построек того времени.
Смольный собор, Джакомо Кваренги. Здесь традиции барокко были отодвинуты на второй план – в отличие от классических построек в этом стиле, когда барочным делали только основной фасад, здание стало трехмерным и исключительно нарядным со всех сторон.
Александро-Невская лавра, Доменико Трезини. Обилие пилястр, лепнины, граненый купол – перед нами классическое петровское барокко.
Здание двенадцати Коллегий, Доменико Трезини и Теодор Швертфегер. Здание расположено на Университетской набережной – это самый крупный памятник петровского барокко в Петербурге.
Кунсткамера, Маттарнови и Гербель. Музей с редкостями был построен к 1734-му году. К сожалению, со временем здание утратило многие детали, характерные для петровского барокко, но общие объемы и формы и по сей день остались прежними.
Монплезир, в разные годы архитекторами выступали архитекторы Андреас Шлютер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти. Визуально дворец в Петергофе получился скромным (по барочным меркам), однако внутреннее убранство оформлено с максимальной роскошью – это можно увидеть и сегодня, отправившись на экскурсию. Отделка дворца не менялась и до сих пор хранит память о первом императоре.
Современные веяния: а есть ли барокко?
Так как стиль является очень помпезным и нарядным, а сегодняшние застройщики и архитекторы более радеют за минимализм, найти жилые комплексы, построенные в традиционном барокко или с обилием его элементов, почти не представляется возможным. Во всяком случае, таких объектов пока что нет в Петербурге. Однако, есть, как минимум, два жилых комплекса, которые вобрали в себя некоторые детали этого нарядного направления.
Прежде всего, это ЖК «Барселона». Комплекс реализован девелопером ООО «Дом Ленсовета» в Московском районе Санкт-Петербурга. Провокационная архитектура кирпично-монолитного здания имеет смешанный стиль.
Эклектичность относит нас к зданиям Антонио Гауди, здесь видны модерн и готика, однако резные карнизы и плавные замысловатые линии напрямую указывают на использование испанского барокко в качестве основы. Фасады покрыты плитами из керамогранита и дополнены коваными решетками. Объект сдан в первом квартале 2020-го года, сегодня в продаже есть несколько квартир – трехкомнатная 100-метровая обойдется покупателям в 22,4 млн рублей.
Еще один комплекс с элементами барокко – ЖК Verona от ЛСР. Объект расположился на Морском проспекте Крестовского острова.
Главный фасад здания скорее напоминает о традиционном классицизме – здесь и натуральный камень, и ровные ряды колонн, капители и балюстрады, венчающиеся фронтоном. А вот боковые фасады имеют много общего с эпохой Возрождения и барокко. Архитектурная концепция разработана мастерской «Евгений Герасимов и партнеры».
Комплекс введен в эксплуатацию в 2017-м году, в соответствии с заявленными сроками. В семиэтажном здании разместилось 80 квартир. На май 2021-го года в продаже остаются трехкомнатные квартиры площадью от 103 до 153 квадратных метров по цене от 56 до 68 миллионов рублей и четырехкомнатные 137 «квадратов» за 74 миллиона.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.