Опубликовано:
8 ноября депутаты Законодательного собрания обсудили с журналистами проект бюджета Петербурга на 2011 год и рассказали о внесенных ими поправках. Во встрече с журналистами приняли участие депутаты фракций «Справедливая Россия», КПРФ и «Яблоко», а также эксперт ЗакСа по финансовым вопросам Герман Шаляпин. Депутаты фракции «Единая Россия» от участия в обсуждении отказались.
Плюс «социалка», минус коррупция
Лейтмотивом встречи стал вопрос о расстановке приоритетов в расходной части бюджета. «Самое главное в бюджете – четко обозначить приоритеты и следовать этому. Бюджет города должен максимально учитывать интересы его жителей», – отметил Павел Солтан, заместитель председателя постоянной комиссии по социальным вопросам, член постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам ЗС Петербурга, депутат фракции «Справедливая Россия».
Приоритетной задачей все присутствующие фракции единогласно признали социальную сферу. Отметили эксперты и то, что решение социальных вопросов находится, в первую очередь, в интересах администрации города. «Если мы не будем уделять должного внимания социальным вопросам, как бы сложны они ни были, будет социальный взрыв», – предостерег Павел Солтан.
Среди основных социальных вопросов, требующих немедленного решения, депутаты ЗС назвали финансирование городских жилищных программ и сферы ЖКХ, в частности, ремонт лифтов, парадных и других мест общего пользования. В адресной инвестиционной программе будущего года большая часть объектов – это завершение ранее начатых работ. Депутаты указали на то, что практически отсутствуют новые проекты по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе развитию метрополитена. На будущее практически не запланировано новое строительство дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения и коммунального хозяйства. В плановом периоде на 2012 и 2013 годы до нуля сокращены целевые расходы на поддержку малого бизнеса и предпринимательства. Резко снижаются расходы и на текущее содержание дорожного хозяйства. А в 2013 году планируется снижение финансирования школьного образования (сокращение может составить до 3% относительно 2012 года). Финансирование социальной сферы проходит под эгидой жесткой экономии в кризисный период. Однако Герман Шаляпин, эксперт ЗС, подчеркнул: «Согласно отчетам административных органов власти Петербурга, у нас нет никакого кризиса, и доходная часть бюджета растет год от года. Однако на практике средств на все социальные программы, оптимистично принятые в тучные годы, не хватает. И правительство должно признать, что не способно выполнять свои обязательства по ним».
Рассказывая о растущей доходной части бюджета Петербурга и о том, куда уходят эти деньги, Павел Солтан вспомнил выступление президента РФ Дмитрия Медведева 1 ноября 2010 года, в котором была озвучена сумма взяток чиновников – до 1 трлн рублей в год. Общий объем госзаказа в России составляет в этом году около 5 трлн рублей. Таким образом, разворовывается 20% средств, выделяемых на госзаказ. Пока проблема коррупции не будет решена – средства продолжат утекать из бюджета, и социальная сфера по-прежнему будет испытывать дефицит финансирования. Одним из методов борьбы с коррупцией в госзакупках Павел Солтан видит распространение электронных аукционов, которые снижают вероятность сговора.
Жилищные программы в минусах
Расходы по целевой статье «Меры социальной поддержки граждан» в будущем году снизятся относительно текущего года на 0,6%. Резко снизятся также расходы на жилищные программы: финансирование программы по расселению коммунальных квартир сокращается в два раза (с 1 млрд рублей до 500 млн), а программы предоставления жилищных сертификатов – в восемь раз (с 800 млн рублей до 100 млн). Расходы на программу «Молодежи – доступное жилье» остались практически на том же уровне – около 1 млрд рублей, хотя должны были увеличиться до 3 млрд. На 50 млн рублей увеличивается финансирование программы долгосрочного жилищного кредитования, но закрывается программа обеспечения жильем работников бюджетной сферы.
«Такое сокращение, мягко говоря, неправильное. Особенно в программе по расселению коммунальных квартир. Надеяться на помощь инвесторов не стоит, и если город не увеличит финансирование, программа будет топтаться на месте», – отметил Павел Солтан. Коммунистическая партия РФ выразила еще более жесткую позицию. «Реальные, живые люди рассчитывают, что к 2016 году уедут из коммунальной квартиры в отдельное жилье, копят средства на участие в программе. И через полтора года выясняют, что это был блеф, обман», – негодует Владимир Дмитриев, заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке, член Комитета по законодательству ЗС, руководитель фракции КПРФ.
Отнять и поделить
Николай Рыбаков, заместитель председателя регионального отделения партии «Яблоко», рассказал о конкретных предложениях партии по сокращению расходов и перераспределению средств на важные социальные направления. «Яблоко» предлагает отказаться от выкупа голосующих акций открытого акционерного общества «Пассажирский порт Санкт-Петербург “Морской фасад”» (914 229 тыс. рублей) и от инвестиций в модернизацию типографского оборудования и перебазирование «Пушкинской типографии» в новые помещения (100 000 тыс. рублей), от развития «Телеканала Санкт-Петербурга» (258 000 тыс. рублей), строительства зданий и сооружений производственной базы для ОАО «Коломяжское» (50 000 тыс. рублей).
Предлагается также сократить финансирование существующих проектов: строительства Западного скоростного диаметра (на
4 013 900 тыс. рублей), футбольного стадиона в западной части Крестовского острова (на
5 440 850 тыс. рублей). Нецелесообразными депутатам представляются затраты бюджета на создание художественной подсветки
(356 076 тыс. рублей), переоборудование «Каменноостровской резиденции» (795 000 тыс. рублей), распространение специализированных изданий «Петербургская фотохроника» и «Петербургский дневник», разработку и производство социальной рекламы (10 000 тыс. рублей).
Вопросы у депутатов ЗС вызывают и расходы по целевой статье «Руководство и управление в сфере установленных функций». В 2011 году расходы на зарплаты чиновникам предполагается увеличить на 6% (880 млн рублей), а размер расчетной единицы, применяемой для исчисления должностных окладов чиновников и депутатов регионального и муниципального уровней в Петербурге, повысить на 8%. За последние пять лет количество чиновников регионального и муниципального уровня в Петербурге увеличилось на 20%, средняя начисленная зарплата в этой сфере – одна из самых высоких в России (по данным Росстата, 52 701 рублей у петербургских чиновников регионального уровня и 36 378 рублей – муниципального уровня) и значительно превышает средний заработок по городу (по данным Росстата – 28 885 рублей). В условиях продолжающегося кризиса и заявленного режима «жесткой бюджетной экономии» такие расходы представляются недопустимыми.
В целом, по подсчетам депутатов, экономия бюджета может составить более 12 500 000 тыс. рублей, которые предлагается направить на городские жилищные программы, на развитие технической базы городской службы «Скорой помощи» и образовательные учреждения.
Дарья Карамышева