Главная Статьи Город Что такое парклеты, и почему они нужны городу?

Что такое парклеты, и почему они нужны городу?

Опубликовано: 02.09.2022

acticle picture

Городские улицы предназначены не только для езды и парковки: они могут быть и местом проведения интересного досуга. Зачастую эта функция не выполняется – большая часть петербургских улиц заставлена припаркованными автомобилями, а тротуары слишком узкие, чтобы оставалось пространство для отдыха. Во многих городах мира эта проблема решается с помощью парклетов. Что это такое, зачем они нужны, и есть ли парклеты в Петербурге? Рассказываем в статье.

Что такое парклет?

Парклет представляет собой платформу, которая устанавливается на проезжей части и становится продолжением тротуара. Платформу ставят на парковочном места, она занимает пространство под 1-2 авто. В большинстве случаев это сборная конструкция, которая используется только в летнее время года – когда много людей выходит на улицы, и пространства для отдыха начинает не хватать. Зимой парклет разбирается и убирается до лучших времен, высвобождая место для парковок – хотя в некоторых городах парклеты используются и в холодное время года.

Как выглядит парклет? Здесь все зависит от фантазии человека или ресторана, который создает объект. В некоторых случаях это установки с дополнительными столиками для кафе, иногда – переносные системы, на которых высажены деревья, кустарники, обустроены клумбы и размещены скамейки для отдыха. В некоторых городах парклеты устанавливают не только частные лица, но и власти: так они решают проблему недостаточного озеленения и нехватки досуговых мест.

Парклет – это современный урбанистический прием, который дает возможность быстро преобразить пространство и сделать его действительно полезным для жителей и гостей города. Чаще всего парклеты применяются для ресторанного бизнеса – они решают несколько задач: благодаря ним появляются новые места досуга, город становится более зеленым, а еще – освобождается тротуар.

Парклет или парковка?

Многие автомобилисты против установки парклетов в центре города – они считают, что таким образом и нехватка парковочных мест усилится, и в этом случае найти место для авто на время работы или около дома станет просто невозможно. В реальности это не совсем так. С парковочными местами в центре Петербурга действительно есть проблема, вот только решать ее нужно не запретом парклетов, а совсем иначе. Уже давно были проведены исследования, которые доказали, что для улучшения ситуации требуется введение платной парковки для всех, кроме жителей района. Чтобы разгрузить и без того узкие улицы, необходимо разрешить убирать с них бесхозные транспортные средства, которые порой годами стоят на центральных улицах со спущенными шинами: мало того, что они занимают ценное пространство, они еще и уродуют облик города.

Необходимо делать перехватывающие парковки около значимых станций метрополитена, а также строить многоуровневые паркинги в локациях, где это необходимо.

Один парклет занимает 2-3, а в некоторых случаях всего 1 парковочное место. Сильно ли повлияет на автомобилистов, если, к примеру, на столь популярной среди отдыхающих улице Жуковского появится 5-6 парклетов? Вряд ли. Кстати, на этой улице уже имеются зоны платной парковки: значит, рестораны, которые будут пользоваться местами для размещения парклетов, могут оплачивать паркинг исходя из стандартной стоимости.

Какие виды парклетов бывают: мировой опыт

Первые парклеты появились в Сан Франциско в 2010-м году. Они быстро стали популярны, и таким методом расширения пешеходной части стали пользоваться и в других городах. Повысилась востребованность парклетов в ковидные времена: тогда заведениям необходимо было увеличить дистанцию между посадочными местами – парклеты стали хорошим решением. И если до этого почти во всем мире согласование парклета было действительно непростым процессом, то в постпандемийное время оно упростилось: власти городов пошли рестораторам навстречу, чтобы те могли сохранить бизнес и рабочие места. К примеру, в Роттердаме с 2020-го года разрешили с 1 июня по 1 ноября самовольно захватывать парковочные места перед своими заведениями – достаточно лишь соответствовать ряду не слишком сложных требований. Но самое главное – можно даже не делать свой парклет: муниципалитет выдает их бесплатно. В Нью-Йорке парклеты можно поставить по заявлению – финансирует установку город, который на сезон выдает рестораторам по двенадцать тысяч долларов.

Хорошо бы, чтобы и в Петербурге появилась такая возможность, пусть и на «свои кровные»: недавно в Смольный была направлена петиция с просьбой разрешить установку парклетов в городе. Пока ответа не поступало, но надежда есть.

Первые петербургские парклеты

Основная проблема состоит в том, что в России нельзя размещать на проезжей части ничего, кроме транспортных средств – в противном случае объект будет демонтирован местной администрацией или ГИБДД. Однако некоторые петербуржцы уже придумали, как устанавливать парклеты в обход негласного запрета. Так, несколько лет назад на Чкаловском проспекте появился первый парклет: он разместился прямо на прицепе для автомобиля. На прицепе поставили скамейку для отдыха, высадили различные растения и кустарники: кизил, барбарис, жасмин. Так как транспортным средствам, в том числе и прицепам, разрешено находиться на улицах города, ГИБДД не смогли убрать конструкцию с улицы. Так появилось первое место отдыха на проезжей части в Петербурге.

Позднее подобный объект возник около бара «Пирс 28», а позднее – еще около 10 парклетов появилось на петербургских улицах. Все они находятся на прицепах или передвижных конструкциях с автомобильными номерами, официально зарегистрированы. Такая инициатива решает, прежде всего, социальную задачу и поднимает вопрос необходимости комплексного озеленения города. Ведь что приятнее горожанам – увидеть под окнами припаркованный автомобиль или красивую конструкцию с деревьями и скамьями для отдыха? Очевидно, что второе. Вопрос лишь в том, как отреагируют на инициативу власти.

Важно понимать, что парклет действительно занимает совсем немного места – вместо двух припаркованных машин может появиться небольшое общественное пространство, способное обслужить до 150 человек в день.

Мнение горожан

Парклеты уже неоднократно становились предметом обсуждения активистов, градозащитников и обычных жителей. Недавно градозащитным движением «Центральный район за комфортную среду обитания» был запушен опрос в социальных сетях на предмет приемлемости использования ресторанами парклетов. В основном, участники голосования высказывались против. Но самое примечательное, что после демонстрации того, как парклеты используются в других странах и городах, меняли свое мнение.

Многие высказываются за необходимость установки парклетов, но не только как места для дополнительного получения прибыли заведениями общественного питания, но и как реального места отдыха. Многие считают: если кафе ставит парклет на проезжей части, то рядом, на самом тротуаре, не должно быть массивной застекленной террасы – в противном случае людям с колясками будет неудобно проходить, а обзор улицы будет заметно ухудшен. Самое лучшее решение – это временные открытые летние веранды и парклеты, на которых могут отдыхать все желающие – не только гости ресторана.

Чтобы воплотить такую идею в жизнь, необходимо, чтобы власти запустили специальную программу и выделяли гранты на реализацию системы комфортных и красивых парклетов.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.