Опубликовано: 04.09.2011
«Главный итог – это то, что мы сегодня хорошо, гораздо лучше, чем в начале переговоров, представляем себе, с кем в нынешней администрации можно вести диалог, а с кем нет, – говорит зампредседателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. – Сопротивление, безусловно, было, и для нас это не стало неожиданностью. Постепенно мы поняли, что в лице строительного блока не найдем партнера по переговорам. Если локальные вопросы нам еще как-то удавалось решать, то системные – нет, даже если дело касалось подзаконных нормативных актов. Если бы власть не сменилась, мы вышли бы из переговоров уже осенью, просто понимая их бесперспективность».
«Я наблюдал за переговорами и видел, как менялось отношение к переговорной группе со стороны весьма высокопоставленных чиновников, – добавляет председатель петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник. – Постепенно высокомерно-пренебрежительное отношение с их стороны сменялось участием. Они увидели, что мы профессиональное движение, а не просто люди, способные устраивать митинги». Также общественники отметили изменившийся в последние месяцы характер их переговоров с представителями КГИОП, в том числе и по вопросам реновации.
Однако большая часть ожиданий градозащитников так и осталась ожиданиями. Как признался Александр Сокуров, переговорной группе порой казалось, что она топчется на месте, порой – что делает шаги назад, а иногда и вовсе было ощущение, что все происходящее не более чем игра. К диалогу и работе с градозащитниками бывшее правительство, по мнению режиссера, было не готово. Сама Валентина Матвиенко прокомментировала работу с переговорной группой так: «Сожалею, что поздно начала диалог с градозащитниками. Я рада, что этот процесс пошел. Он дал результат».
Максим Резник не сомневается, что экс-губернатор искренне сожалеет об упущенном времени: «Диалог Валентина Ивановна начала действительно поздно, тогда, когда отношение к городским властям у общества стало совсем плохим. Нужно было срочно улучшать имидж, таков был их мотив. Будь он иным, результат был бы другим».
А требований у градозащитников накопилось много. Первое и главное – изменения внутри самого правительства. «При нынешней структуре правительства невозможно решение градостроительных проблем, – считает руководитель центра ЭКОМ Александр Карпов. – Основные градостроительные решения растянуты по разным блокам правительства: транспортный, строительный, инженерный, природоохранный. Пока эти блоки не будут объединены какой-то структурой, которая связывала бы их и позволяла решать вопросы на ранних стадиях, без выхода на уровень губернатора, город будет расползаться, как клякса. Нужна реорганизация структуры».
Другая болевая точка – взаимоотношения между исполнительной властью и обществом. По мнению градозащитников, нужно радикально изменить статус градостроительного совета, он должен стать консультативным органом при губернаторе города. Еще одна проблема – противоречия между потребностями в законодательстве Петербурга и федеральным законодательством. По мнению участников переговорной группы, должна быть создана экспертная группа, которая занималась бы лоббированием интересов Петербурга в Москве в органах федеральной власти.
«Должны появиться новые документы, которых сейчас нет. Например, мастер-план развития конкретной территории. Должны быть введены архитектурные конкурсы на застройку открытых городских пространств, чтобы не было хаотичной застройки улиц, в Петербурге это неприемлемо, – перечисляет требования к новым властям Александр Карпов. – Новому губернатору не следует вносить в ЗакС проект региональных нормативов градостроительного проектирования, обсуждавшийся в прошлом году. Это приведет к полной остановке строительных проектов. Должен появиться новый генплан с горизонтом планирования в 40 лет.
Должна быть пересмотрена нормативная база по подготовке проектов планировки и межевания. Это дороги и инфраструктура, без этого нет города. Кроме того, губернатор должен представить пакет документов, которые способствовали бы прекращению сноса исторических зданий».
«Мы знаем, с чем мы можем пойти к администрации, но хотелось бы, чтобы администрация города тоже сформулировала свои ожидания и предложения: какие вопросы они готовы решать с привлечением градозащитников», – отметила Юлия Минутина.
«Кончилось время, когда только бюрократия могла руководить строительными процессами в городе, – добавил Александр Сокуров. – Без участия народа невозможно решать городские проблемы. Они настолько сложны и запущенны, что одному правительству их не решить».