Опубликовано:
Возможно, церемония состоится в понедельник, 22 ноября.
Оставшиеся километры кольцевой, проходящие над и под водой (по гребню дамбы и по тоннелю под судопропускным каналом), будут сданы вместе с дамбой – в сентябре 2011 года.
От берега до берега
По распоряжению правительства Санкт-Петербурга 2005 года, участок КАД от Таллиннского шоссе (федеральная трасса М-11, «Нарва») до ж/д станции Бронка на юго-западе Петербурга должен был быть достроен к 2012 году, но сдается на два года раньше, напомнил Вячеслав Петушенко, генеральный директор ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода “Санкт-Петербург”».
По уточненным данным, длина последнего участка – 35,4 км. Вместе с ним для движения будут открыты 115,7 км кольцевой дороги вокруг Петербурга. Здесь построено 26 развязок, 106 мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей общей протяженностью 25,6 км, в том числе Большой Обуховский мост через Неву.
По данным ФГУ ДСТО «СПб», стоимость строительства дороги в ценах соответствующих лет составит 139,7 млрд руб. (то есть 40,36 млн долл. за км). Работы на 125,5 млрд руб. уже выполнены, в 2011 году предстоит освоить еще 14,2 млрд руб.
Незамкнутым кольцо остается с западной стороны – там, где дорога проходит через комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений (это 25,4 км). После завершения строительства длина КАД составит 141,1 км (московская кольцевая почти на треть короче – 109 км).
Видимые водителям недостатки трассы не мешают петербургской КАД быть лучшей в России магистралью, считает Вячеслав Петушенко, – по примененным техническим решениям и бесперебойности текущего финансирования.
Почти на всем протяжении дорога шестиполосная – за исключением 22-километрового участка от Горской на восток, где только четыре полосы. С учетом предстоящего подключения ЗСД и развязки в створе Парашютной улицы понятно, что четырех полос будет недостаточно, поэтому на 2011 год запланировано расширение дороги до «стандартных» шести полос. По словам Петушенко, дополнительного финансирования эти работы не потребуют: заказчик смог сэкономить на подрядных работах (благодаря конкурсам) 3,477 млрд руб. (из них на западном участке – 2,6 млрд).
КАД-2011, планы и помехи
Кроме расширения в северной части, по «сухопутной» части кольцевой на следующий год остается строительство подъезда к городу Ломоносову, развязки в створе Парашютной ул. и запуск автоматизированной системы управления движением. Пункт управления уже построен у Московской развязки. В первом полугодии 2011 года будет запущена система видеонаблюдения, которая позволит обнаруживать и штрафовать нарушителей (квитанции о штрафах с фото нарушения будут высылать по почте).
Развязка в створе Парашютной ул. позволит соединить северные районы города и строящийся завод «Нисан». Других развязок, несмотря на большое число желающих подключиться к КАД «напрямую», по словам Вадима Ермилова, заместителя гендиректора ФГУ ДСТО «СПб», не планируется.
В отличие от московской кольцевой, в Петербурге норматив для трасс непрерывного движения почти соблюдается – на 116 км трассы приходится 26 развязок (с проектируемой на Парашютной будет 27). По нормативу должно быть не больше одной развязки на каждые 5 км.
На подъезде к Ломоносову выявлено больше сетей, подлежащих переносу, чем ожидали. Процесс согласования их переноса в Петербурге, по мнению начальника управления «Корпорации Инжтрансстрой» Альберта Каспарова, проходит труднее, чем в любом другом регионе РФ.
На эти работы приходится 14% всех затрат на строительство КАД. Еще 8% – расходы на расселение домов, попавших в зону дороги, и выкуп участков у собственников.
Дата торжественного открытия участка, приуроченная ранее ко Дню дорожника 17 октября, была перенесена из-за прохождения необходимых формальностей. Заключение Ростехнадзора о соответствии получено 17 ноября, разрешение на ввод в эксплуатацию – 19-го.
Объем работы, рассчитанный на полтора года, подрядчики фактически выполнили за пять месяцев. ООО «Инжтранстрой» строило 31,2 км от ул. Пионерстроя до Бронки, ЗАО «ВАД» – 4,15 км от трассы «Нарва» до ул. Пионерстроя. Форсировать работы пришлось из-за невыполненных ООО «Флора» (теперь – «Еврострой») обязательств и помех доступу на участок новым подрядчикам, чинимых сотрудниками этой компании.
Сумма претензий заказчика к фирме, которую в апреле должны признать банкротом, – до 700 млн руб., их пытаются вернуть в бюджет через суд.
Сложность в работе, по словам Альберта Каспарова, представляли слабые переувлажненные петербургские грунты, из-за которых приходится использовать максимально качественные материалы.
Дополнительное время понадобилось также на согласование проекта строительства шести полос вместо первоначально запланированных четырех на вводимом участке.
КАД-2
На содержание КАД ежегодно направляют порядка 600 млн руб., на ее освещение – 200 млн. руб., сообщил Вячеслав Петушенко (ДСТО по итогам конкурса три года эксплуатирует КАД). Он отметил, что, несмотря на большой объем финансирования, его недостаточно. «Колеи» образуются прежде всего в крайнем левом ряду, где проезжает 32 тыс. машин в сутки (во втором и третьем ряду проходит по 20 тыс. машин). Долгая зима и езда на шинах с шипами тоже способствовали порче покрытия.
В дороговизне содержания Петушенко винит в том числе и водителей: грязь на КАД привозят не вымытые машины со стройплощадок, фуры сносят до 200 м барьерных заграждений в день. Уборочные машины запускать на дорогу днем невозможно: водители не замечают знаки и проблесковые маячки, поэтому много аварий.
Уже сегодня интенсивность движения на отдельных участках КАД велика: например, в районе Большого Обуховского интенсивность движения составляет 202 тыс. автомобилей в сутки – притом что по проектным расчетам к 2015 году участок должен был бы пропускать 156 тыс. машин в день. После ввода в строй полного кольца дороги интенсивность несколько уменьшится, но к 2015 году движение на КАД все равно встанет, считает Вячеслав Петушенко. Если будут строиться дополнительные развязки и съезды – движение остановится еще раньше.
Поэтому необходимость второго транспортного обхода Петербурга совершенно очевидна.
Власти Ленобласти считают, что вторая кольцевая перегрузила бы ту часть региона, где много садоводческих хозяйств, а с потоком транспорта справляются КАД и трасса А-120 («бетонка»). Об этом заявлял глава Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти.
«Позиция властей Ленобласти, которые заявляют, что КАД-2 не нужна, меня удивляет», – говорит руководитель ФГУ ДСТО «СПб». Но второе кольцо кольцом в прямом смысле слова не будет: федеральные трассы будут соединены с портами в Усть-Луге и Приморске, также предусмотрена хорда от юго-западных участков федеральных трасс на север.
Вторая КАД должна стать частью интермодального (включающего несколько видов транспорта) коридора №9, составляющей общеевропейской системы транспортных коридоров, говорит Вячеслав Петушенко. Коридор №9 – это транспортная ветвь с направлением от границы РФ с Финляндией (портов на Балтике и сухопутных пограничных переходов), через Санкт-Петербург, Москву, Ростов-на-Дону, Новороссийск и Астрахань – и дальше, через Каспий, в страны Персидского залива.