Опубликовано: 28.01.2022
Матисов канал – загадочная локация в Адмиралтейском районе: сюда водят экскурсии, когда хотят показать «непарадный» Петербург, здесь появилось стихийное автомобильное кладбище. А еще – это очень перспективная земля для возведения недвижимости. Недавно появилась информация о том, что остров хочет застроить крупный девелопер ЛСР.
Планы на застройку
С каждым годом локаций для комплексного освоения территорий в пределах городской черты становится меньше, и застройщики обращают свое внимание на зоны, подходящие под редевелопмент. Так, группа ЛСР ведет переговоры о покупке бывшего фольгопрокатного завода, который разместился на Матисовом острове в Адмиралтейском районе. Завод принадлежит компании, которая связана с «Татнефтью». Стоимость завода, а в большей степени, конечно, участка, на котором он расположен, составляет 3 миллиарда рублей. Эксперты уже подсчитали – на этой территории можно построить 47 тысяч квадратных метров жилой и 4 тысячи «квадратов» коммерческой недвижимости.
Пока точной информации о ходе сделки нет – некоторые СМИ заявляют, что группа ЛСР уже приобрела участок на пересечении улиц Александра Блока и Перевозной, другие же отмечают, что покупка находится на стадии переговоров. Издание «Коммерсант» у себя на сайте отметило, что представители ЛСР отказываются от комментариев. В «Татнефти» информацию также не предоставляют.
На данный момент территория официально принадлежит компании «Новый остров», дочерней структуре «Татнефти». Общая площадь недвижимости, которая сейчас расположена на участке, составляет порядка 40 тысяч «квадратов»: это производственные корпуса и офисы. Ранее в сети появлялась информация о том, что собственник готов продать участок за два миллиарда, однако эксперты отмечают, что вряд ли сумма сделки будет менее трех миллиардов. Также специалисты из Rusland SP отмечают, что при сделке в 3 млрд и стоимости квадратного метра в будущем около 250-300 тысяч выручка ЛСР сможет составить около 9 миллиардов рублей.
Фольгопрокатный завод ранее принадлежал Александру Цейтлину. Однако, производство было низкорентабельным – компания планировала перенести производственную базу, а в освободившейся локации построить офисы и склады. В 2019-го году РНГО запустила процесс банкротства фольгопрокатного завода и фирмы «Новый остров». Что примечательно, РНГО и «Новый остров» аффилированы, поэтому, возможно, имелись проблемы внутри предприятия. Официально проблема была в том, что указанные юридические лица («Новый остров» и ОАО «Фольгопрокатный завод») поручились по займам Волжской металлургической компании перед банковским учреждением «Зенит», главным акционером которого выступает «Татнефть». Суд закончился подписанием мирового соглашения – РНГО стало владеть 99% акциями «Нового острова».
Ранее участок уже хотели продать (правда всего за полтора миллиарда рублей). Тогда покупкой интересовались «Сэтл Груп», «Еврострой», ФСК и «Эталон ЛенСпецСМУ».
Сложности строительства
Как отмечают специалисты рынка недвижимости и девелопмента, реализация жилищного строительства на Матисовом канале – процедура потенциально непростая. Дело в том, что рядом располагаются Адмиралтейские верфи, кроме того, в этой локации планировали строить шахту для станции метро «Горный институт», вестибюль которой расположится на другой стороне Невы, на Васильевском острове. Также на реке Пряжка располагается психиатрическая больница – она должна переехать, однако пока точной информации о сроках переезда не поступало. Участок, который ЛСР планирует купить (или уже купила), вплотную примыкает к участку, на котором расположена больница.
Еще несколько лет назад продажа такого участка вряд ли бы оказалась простой, но сегодня, когда очевиден дефицит земель под застройку рядом с историческим центром, застройщики с радостью становятся участниками подобных сделок. Если абстрагироваться от некоторых деталей, Матисов остров – достаточно неплохая локация для строительства. Вряд ли здесь разместится элитное жилье, но новостройки комфорт- и бизнес-класса – вполне. Главное при этом, чтобы застройщики учитывали историю места и особенности архитектуры, которая в этих краях больше тяготеет к классицизму.
Матисов остров: история
Когда-то речка Пряжка называлась Чухонкой – это было еще в допетровские времена. Именно тогда место было известно как Чухонская деревня – населяли остров отставные солдаты, ижоры и «древние обитатели сего пустынного края». Называться «Матисовым» остров начал после Северной войны – в честь мельника Матиса, чьи дом и мельница в ту пору располагались на острове. Благодаря его отважным действиям, а также за предоставление им подробных сведений о действия шведских войск мельнику был выдан от Петра I охранный лист.
Ранее Пряжка впадала в Большую Невку (чуть южнее Сального буяна) – в ту пору через остров прорыли канал, который отделил его от буяна. Примечательно, но именно этот канал впоследствии стал новым руслом реки Пряжка. Раньше, до этого события, часть «большой земли» Адмиралтейского района ранее была частью Матисова острова. Сегодня остров значительно меньше, чем был прежде.
С 1712-го по 1765 годы на острове проживали лоцманы (благодаря чему получила название расположившаяся неподалеку Лоцманская улица). После страшнейшего пожара, уничтожившего деревню, локация редко использовалась именно для проживания – однако, в 1779-м году в «Описании СПб» Богданова она упомянута как один из городских районов (в то время – слобод). В 1730-х годах на острове разместили прядильные мастерские.
На сегодняшний день большая часть острова занята Адмиралтейскими верфями, а редкие жилые дома находятся на юге Матисова острова. Примечательно, но топонимика места перекликается с топонимикой водной артерии в Красносельском районе – там, близ берега Финского залива протекает Матисов канал (сейчас его берега активно застраиваются в рамках КОТ «Балтийская жемчужина»). На первый взгляд, места расположены далеко друг от друга, но если посмотреть на карту, то можно увидеть, что расстояние от канала до острова не так велико.
Кладбище автомобилей
Несколько лет назад жители Адмиралтейского района жаловались на то, что Матисов остров превратился в настоящий склад для брошенных автомобилей. Очевидцы подчеркивали, что на остров привозили машины прямо на эвакуаторах и оставляли. К одному из жилых домов в 2019 году привезли автобус без двигателя и бросили. Чтобы локация оставалась безопасной и оказалась востребованной среди покупателей, необходимо, чтобы девелоперы вместе с властями города решили имеющуюся проблему.
Перспективы места
Матисов остров – весьма перспективное место с точки зрения как жилой застройки, так и формирования пространства для отдыха: рядом большая вода, центр, Васильевский остров. На автомобиле можно за считанные минуты добраться до всех основных достопримечательностей. В скором времени через Неву перекинется новый мост от Васильевского острова – это улучшит и так неплохую транспортную ситуацию. Сейчас место кажется не слишком обжитым, однако при должном развитии оно может стать весьма востребованным и приятным для жизни.
На данный момент рядом практически нет новостроек. Из ближайших комплексов можно выделить ЖК «Принцип» от компании «Страна Девелопмент», ЖК Wellamo от YIT и ЖК «Рижский 70Р» от «Реновация Development».
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.