Опубликовано: 17.03.2023
Мусорная реформа была запущена год назад, ее основная задача – формирование системы сбора, транспортировки твердых отходов с контейнерных площадок. Хотя о реформе начали говорить уже давно, и в разные годы принимались соответствующие законы, доступной информации в интернете и на тематических площадках было практически не найти. Сегодня большая часть данных так и остается под «завесой тайны»: постарались систематизировать для вас то, что удалось раздобыть.
Схема обращения с отходами
Три года назад была утверждена схема по обращению с ТБО, а в июне 2022 года она была скорректирована. И в этом же году появилось больше прозрачности в действиях властей, которые связаны с регулированием работы контейнерных площадок, движения мусора по городу, его размещения и ликвидации, переработки. Например, было посчитано, сколько мусора было выработано в Петербурге в течение года – так, с имеющихся площадок вывезли порядка семнадцати миллионов кубометров отходов. Что примечательно, в схеме была указана цифра в 12,6 миллионов кубометров – то есть, почти на треть меньше. Это говорит о том, насколько плохо регулируется данная сфера. Что касается массы, то она, напротив, оказалась меньше на 1,6 миллиона тонн (изначально прогнозировали, что отходов будет порядка 2,3 млн тонн). Откуда взялись такие цифры? Как отмечают эксперты, они были взяты из замеров 2016-го года (что, скажем прямо, слабо укладывается в современную парадигму мусорной действительности).
Издание «Деловой Петербург» провело круглый стол, где собрались профессионалы в данной области. В ходе заседания было отмечено, что властям крайне трудно создавать схему движения ТБО, потому что данных и статистики катастрофически не хватает. По данным региональных операторов порядка трети миллиона тонн находятся в серой зоне, в промышленных зонах.
В Смольном о ситуации знают и говорят, что мусорная реформа должна помочь в развитии инфраструктуры в локациях свалок ТБО. Представители власти подчеркивают, что Санкт-Петербург – это не просто крупный город, но город-миллионник, вторая столица – и здесь нельзя просто пойти и поставить площадку в любом месте (как это иногда делается в небольших городах и поселениях). В Петербурге есть свои городские особенности, проекты благоустройства, а еще – здесь устаревшие нормативы, которые препятствуют созданию адекватной мусорной сети. Председатель комитета по природопользованию отметил, что именно над нормативами сейчас в большей степени ведется работа.
Что касается потребителей, то их запросы вполне ясны – появление большего количества контейнерных площадок в загородном секторе (в районах с индивидуальным жилищным строительством, рядом с поселками таунхаусов), проведение консультаций по различным видам отходов, возможность организовать раздельный сбор, оплата в соответствии с фактическим объемом мусора.
Раздельный сбор мусора: насколько реальны перспективы
Пока власти пытаются внедрить мусорную реформу и получить от нее результаты, жители новостроек все больше говорят о необходимости внедрения системы раздельного сбора. Многие готовы жертвовать своим временем и платить большие суммы за вывоз мусора, чтобы заботиться об окружающей среде.
Застройщики организуют системы раздельного сбора, однако на данном этапе это скорее исключение из правил, чем рутинная повседневность. Так, найти новостройки, где есть возможность сортировать мусор, можно у застройщиков RBI, КВС, ЦДС. Один из основоположников – компания ЦДС. Она начала устанавливать раздельные контейнеры уже более 4 лет назад – кстати, не по собственной инициативе, а благодаря активной группе дольщиков, которые собирали подписи и всячески способствовали формированию безопасной экологической среды. Так, система действует в «ЦДС Черная речка», «Новое Мурино» и других проектах компании.
Большой вклад в популяризацию раздельного сбора также внес застройщик КВС. Баки для раздельного сбора стоят в жилых комплексах «Ясно. Янино», «Новое Сертолово» и других. Среди жителей своих домов КВС проводит опросы, и, как показывает аналитика девелопера, порядка 70-80% дольщиков высказываются за установку таких контейнеров. Схема организации такая: УК подписывает договор с подрядной организацией на вывоз отходов (в некоторых случаях операторы требуют, чтобы мусор был идеально отсортирован, в некоторых – готовы сортировать ТБО за дополнительную плату). Иногда мусор собирают фирмы, которые перерабатывают его самостоятельно (как правило, это производители бумаги, картона, пластика).
Есть площадки с баками для разных типов отходов и в проектах ПСК – к примеру, в комплексе «Новый Невский», который строится в Центральном районе, недалеко от станции метро «Площадь Александра Невского». Также реализует программу компания RBI – система раздельного мусора действует практически во всех ее объектах (ЖК Futurist, «Болконский», «Созидатели»). Более того, девелопер даже внедрил такую схему в своем апарт-отеле ARTSTUDIO M103 (МФК находится в процессе получения экологического сертификата BREEAM).
Еще один способ улучшить экологическую ситуацию – отказ от мусоропровода
Заварка мусоропровода – это первый шаг на пути к ответственному отношению к самой идее раздельного сбора. Почему? Все просто: в мусоропровод скидывают весь мусор без исключения, а затем вывозят его на площадки с отходами, где он остается на десятилетия (а то и на столетия – в зависимости от конкретного его вида). Отходы загрязняют почву, атмосферу, и экологическая обстановка локации становится хуже.
Некоторые застройщики сразу отказываются от идеи установки мусоропровода и не проектируют его, а другие устанавливают его, но ограничивают доступ жильцов или заваривают. По мнению многих дольщиков, отказ от мусоропровода – это не только про заботу об экологии, но и про отсутствие неприятного запаха в парадных, снижение риска пожаров и появления грызунов.
Новые правила оплаты вывоза мусора
В социальных сетях и обращениях к властям горожане неоднократно отмечали, что хотели бы платить за вывоз мусора не по нормативам, а в соответствии с объемом или массой вывезенных отходов. Так как в реальности количество отходов значительным образом меньше, чем в нормативной документации. Инициативные группы из разных жилых комплексов обращаются в судебные органы, чтобы решить эту проблему.
Государство позволяет оплачивать мусор по факту, однако Невский экологический оператор и ряд других организаций, занятых вывозом мусора, противится такому способу расчетов.
Представители НЭО, однако, заявляют, что они не против оплаты по факту, но для этого требуется разработать четкие условия и включить их в Правила оказания коммунальных услуг. И когда будет создана нормативная база, они будут готовы работать по новой схеме.
В НЭО отметили, что совсем скоро будут подписаны договоры с новой системы оплаты. Первый такой контракт заключен в декабре 2022-го года – с ТСЖ «Большая Охта». Когда на территории будут организованы действительно работающие системы раздельного сбора с удобными контейнерными площадками, когда будут урегулированы вопросы по вывозу мусора из нежилых помещений, тогда оператор пойдет всем желающим навстречу, разрешит конфликтные ситуации и будет вывозить мусор с возможностью оплаты по факту.
Как мы видим, пока мусорная реформа не принесла больших плодов, но ситуация явно улучшается – о проблеме залежей отходов вокруг города начинают говорить на более высоком уровне, больший интерес к ней проявляют и сами горожане.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.