Главная Статьи Город Первые участки Южной широтной магистрали появятся в Петербурге в 2027-м году

Первые участки Южной широтной магистрали появятся в Петербурге в 2027-м году

Опубликовано: 02.03.2023

acticle picture

Смольный подписал контракт с исполнителем первой очереди проекта Южной широтной магистрали – ей оказалась компания «ВАД». Сумма контракта – двадцать один миллиард рублей. Заявленная дата окончания – 2027 год. Но всё ли так гладко? Решили разобраться.

Подробности проекта

Первая очередь широкополосной дороги будет строиться в 2 захода. Первая часть должна соединить шоссе Подбельского с Петербургским шоссе. Здесь появятся 3 развязки и путепроводы, задача которых – организовать возможность проезда над железной дорогой.

Второй заход стройки – соединение Петербургского шоссе с улицей Сарицкого недалеко от Пушкина. Всего в рамках этого этапа планируется построить порядка 7 км дорожного полотна шириной в четыре-шесть полос (в зависимости от конкретной зоны). Также по проекту предусмотрены места для остановок и велосипедные дорожки.

По мнению властей, такая дорога поможет облегчить траффик в районе Пушкинского района и юга города в целом. Позднее планируется соединить дорогу с Мурманским шоссе, но реализовывать этот участок будут только после того, как завершат со строительством первого этапа.

Не все довольны проектом: жители Пушкина против Южной магистрали

Жители Пушкинского района не хотят, чтобы на этой территории появилась ЮШМ. Дело в том, что магистраль будет вести в город-спутник «Южный», который сейчас активно развивается и застраивается, и по плану она пройдет прямо насквозь поселка Александровская, недалеко от железной дороги.

Неприятность в том, что из-за новой трассы поселок окажется разделен надвое – из-за этого жители не смогут свободно попадать к социальным объектам (к примеру, остановкам общественного транспорта, ж/д вокзалу, местному храму, магазинам, почтовому отделению, пункту здоровья). Даже если будет построен мост над дорогой, это сильно затруднит жизнь местных. Тем более, что появление такой крупной магистрали прямо внутри небольшого поселения – это еще и экологическое воздействие. Исчезнет большой участок зеленых насаждений, а пыль и шум от трассы будет негативно влиять на окружающую среду. Загрязнение воздуха может достичь пиковых значений… и это в локации, где сегодня – почти идеальная экологическая обстановка.

Ничего удивительного, что местные жители написали письмо президенту РФ, а также сделали уже два открытых видеообращения. Местные активисты отмечают, что стройка магистрали через Александровскую станет причиной уничтожения ряда объектов федерального значения – к примеру, придется снести памятник «Водовод Виттоловский», который является основой для питания водоемов дворцово-парковых комплексов Пушкина и Павловска. Необходимо будет снести памятник офицерам, освободившим Александровскую в сороковых годах прошлого века. Исчезнут с карты и местные пруды, и живописный ручей, который является притоком реки Кузьминка. Кольцо для автобусов, которым пользуются местные жители, тоже придется перенести в принципиально другое место – и где бы оно не расположилось, как минимум, половине местных жителей станет неудобно им пользоваться. Ведь оно окажется по другую сторону дороги.

И это даже не полный список неприятностей, которые ждут жителей поселка и Пушкинского района в целом после строительства магистрали. Так, у СПбГАУ придется изъять опытные поля, а у 20 местных жителей – выкупить их участки с домами. Многие из них живут здесь десятилетиями, улучшают свои домовладений. Также потребуется выкупить порядка десяти участков у юридических лиц, которые ведут на этих территориях свою деятельность.

Просьба жителей Александровской – перенести магистраль и пустить ее вне исторически-сложившейся жилой зоны. И нужно понимать, что во многом они правы – ведь поселок Александровская, города Пушкин и Павловск – не просто рядовые поселения, а места с большой исторической значимостью.

Стройка может затянуться

Есть и кое-что еще. Эксперты сферы строительства предполагают, что реализация проекта может растянуться на гораздо больший срок, чем это указано в проектных документах. Более того, они уверены – магистраль не решит транспортной проблемы юга города.

Проект планировки был одобрен в конце 2021-го года – тогда «за» проголосовала большая часть членов правительства. Стройку внесли в программу развития транспортной системы на ближайшее десятилетие. По словам представителей комитета развития транспорта соединение Волхонского и Московского шоссе, которое должно произойти в результате строительства ЮШМ, позволит сократить время в пути для жителей юга Санкт-Петербурга, которые ежедневно ездят из области в город и обратно.

Также благодаря ЮШМ должна улучшиться доступность «Экспофорума», локации жилой застройки Славянка (сегодня она действительно страдает от плохой транспортной доступности) и нового кампуса Санкт-Петербургского государственного университета. Тогда же, в 2021 году, было решено, что завершить стройку нужно до 2027-го года.

Почему же стройка может затянуться? Если не считать протестов местных жителей, есть и другие трудности. Когда история со стройкой магистрали только стартовала, за проект отвечал вице-губернатор Игорь Албин. Обсуждения начались в далеком 2010-м году – когда была построена Кольцевая автодорога, стало ясно, что нагрузка на эту ее часть такая большая, что она в скором времени будет постоянно стоять в пробках. Сейчас решения принимают другие лица.

Изначально дорогу хотели сделать бесплатной, но со временем стало очевидно, что это вряд ли окажется возможным. Эксперты отмечают, что проект дороги чрезмерно амбициозный – он включает в себя массу пересечений с ж/д путями, другими дорогами, жилыми массивами и деревнями. При этом на стройку выделено не так уж много денег – с учетом небольшого количество времени, выделенного на реализацию, и имеющихся средств, сложно представить, что «ВАД» справиться с поставленной задачей в обозначенные сроки. Многие аналитики сходятся во мнении, что стройка никак не может завершиться раньше 2030-2032 годов. Более того, на нее может потребоваться выделение дополнительных средств. А с учетом сильного дефицита денег, которые способен дать бюджет на транспортные нужды города, с уверенностью говорить о том, что реализация завершится быстро, нельзя.

Еще одна проблема

Специалисты по транспорту отмечают, что ЮШМ определенно снизит нагрузку на южной части КАД и разгрузит подъезды на Кольцевой автодороге. Однако магистраль не может быть полноценным транспортным элементом без моста через Неву – она будет упираться в узкое Петрозаводское шоссе. Которое стоит в обе стороны в часы пик (и не только). После этого весь транспортный поток будет двигаться в сторону Вантового моста, увеличивая большую нагрузку на имеющиеся транспортные узлы.

Как говорят специалисты, среди выходов из ситуации – организация магистрали в обход Александровской и других поселков, строительство нового моста через Неву и развитие на этих участках системы общественного транспорта. Впрочем, на все это нужны большие деньги, которых пока не планируется выделять – а значит, хоть ЮШМ и будет построена, местных проблем она не решит. А во многом только создаст новые.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.