Опубликовано: 24.06.2011
«Такой вариант нас никак не мог устроить, поскольку ценность и уникальность этого комплекса несомненна, – говорит заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. – Именно отсюда вышел первый трамвай, причем вышел он как раз из тех, условно говоря, половинок, которые не были взяты под охрану. Кроме того, это один из последних остающихся у нас исторических трамвайных парков, потому что та активная застройка, которая шла на территории Петербурга в последние годы, привела к тому, что мы подобные объекты уже либо утратили, либо утрачиваем».
По словам главного специалиста Санкт-Петербургского представительства Международной гильдии инженеров-строителей Евгения Гостева, эти шесть полусараев, конструктивно образующих три ангара, могут существовать только вместе. У них общий каркас, и если разрушить часть, не выдержат и остальные полусараи.
«Из оставшихся трамвайных комплексов этот наиболее значителен по архитектуре, по конструктивным качествам, по значению в социальной культуре нашего города, – говорит сопредседатель Петербургского отделения ВООПИиК Маргарита Штиглиц. – Этот комплекс сооружался с 1906 по 1915 годы. Эти три ангара с интересными проемами, витражами – пример трансформации позднего кирпичного стиля в стиль модерн».
На сегодняшний день в музее учитываются лишь 28 транспортных единиц, для которых трех полусараев вроде должно хватить. Однако, по словам члена президиума Петербургского отделения ВООПИиК, депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексея Ковалева, музей включает 65 транспортных единиц.
Это подтверждается документами. А комиссия, насчитавшая 28 единиц, в пояснительном письме уточнила, что насчитала 22 трамвайных вагона и 6 троллейбусов «штучно на экспозиции». У эксперта есть своя версия происходящего.
«Согласно проведенной экспертизе, Василеостровский трампарк было рекомендовано включить в единый госреестр объектов культурного наследия как памятник федерального значения в своих исторических границах, с включением и тех трех половинок депо, которые были сняты с охраны, – объясняет Александр Кононов. – С момента поступления в Министерство культуры полного пакета документов, то есть с 6 июня, комплекс считается выявленным объектом культурного наследия и подлежит охране либо до включения его в госреестр, либо до получения отказа от включения его в госреестр. Но на сегодняшний день все работы на этой территории должны быть согласованы с органами охраны памятников». Выходит, что начатый недавно демонтаж рельсовых путей и контактной сети является незаконным. Такие действия могут быть квалифицированы по статье 243 УК РФ, полагают в Петербургском отделении ВООПИиК.
«Экспертиза, проведенная ВООПИиК, не является альтернативной, – считает Алексей Ковалев. – Это единственная государственная экспертиза, проведенная по данному объекту. То, что было проведено по заданию инвестора, не было государственной экспертизой, поскольку, согласно закону, она должна была проводиться аттестованными экспертами. На тот момент не было ни положения об экспертизе, ни аттестованных экспертов. Вся эта работа – чистая самодеятельность, на которую закрывали глаза, потому что другой экспертизы просто не было. Теперь, если хотя бы один кирпич будет вынут из полусараев, это будет нарушением законодательства».
По словам экспертов, даже если памятнику откажут во включении в федеральные списки, это не станет препятствием для его включения в региональные списки. «Необходимо выслушать мнения специалистов на Федеральном совете по культурному наследию, подготовить и согласовать с ведомствами проект распоряжения. Думаю, осенью должно быть готово решение», – заключил Алексей Ковалев.