Главная Статьи Город Внутригородские электрички и аэроэкспресс до Пулково: особенности реализации "мегапроектов" от РЖД

Внутригородские электрички и аэроэкспресс до Пулково: особенности реализации "мегапроектов" от РЖД

Опубликовано: 04.05.2021

acticle picture

«РЖД» подготовило несколько крупных проектов и даже начало реализацию одного из них. Если всё пройдет успешно, то в скором времени Петербург ожидают весьма интересные преобразования: транспортная доступность ряда районов улучшится, а до аэропорта можно будет добраться за считанные минуты.

Петербургский S-Bahn: начало положено

Во время пандемии «Российские железные дороги» времени зря не теряли и даже успели «обкатать» первую из внутригородских электричек, говорить о которых начали более десяти лет назад. Электричка Парголово – Красное село стала своеобразным тестом будущих изменений петербургской транспортной системы, которые одобрили в Смольном. Несмотря на несогласие ряда экспертов (об этом ниже) пока что всё идет к тому, что новая система заработает в самое ближайшее время. В апреле 2020-го года были подписаны соответствующие документы, дали свое согласие и все соответствующие инстанции Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Разработанная чиновниками концепция предусматривает организацию двух маршрутов и создание девяти транспортно-пересадочных узлов. Внутригородские маршруты включают направления от Белоострова до Ораниенбаума (с заездом в Пулково) и от Гатчины до Варшавской. Основной интересующий представителей «РЖД» участок – центральный, с его помощью они надеются разгрузить ряд грузовых направлений.

Обходы и выходы

Пригородные и городские перевозки пассажиров планируется вывести из схемы транзитного грузового движения. Первый этап реализации включит строительство Северо-Восточного и Юго-Западного ж/д обходов. Если первая стадия завершится успешно и докажет свою эффективность, будет реализована и дальнейшая часть плана – объемы движения увеличат до Выборга, Всеволожска, Колпино, Тосно, Белоострова, Красного села, Ораниенбаума. Кроме того, запустится и новый участок железной дороги от Санкт-Петербурга-Финляндского до Сертолово через Левашово. Второй этап предусматривает строительство путей от Белоострова до Ораниенбаума, от Гатчины до Токсово.

Из-за диссонанса, возникшего в ходе обсуждения проекта, «РЖД» было принято решение запустить пилотный проект, проверив таким образом необходимость всей новой системы. Именно тогда заговорили о запуске внутригородской электрички Красное село – Парголово. Электричка была обкатана успешно – шестивагонный состав проехал маршрут по графику – за 1 час 40 минут. К сожалению, дальше обкатки дело пока не зашло. Сначала электричку не стали запускать из-за снизившегося в связи с пандемией пассажиропотока, а потом решили отложить старт до лучших времен (вероятнее всего, до запуска всего первого этапа отечественного «эсбана»).

Расчеты не верны: почему эксперты против?

Многие эксперты и урбанисты не просто считают, что проект нереалистичен, но и сомневаются в его окупаемости и необходимости для города в целом. Более того, специалисты не рады и запуску электрички в аэропорт – бытует мнение, что оптимальнее поездки на такси по ЗСД уже ничего не придумать. Впрочем, такое мнение можно назвать весьма неоднозначным – если в необходимости некоторых городских маршрутов посомневаться еще можно, то в том, что электричка до центра от «Пулково» будет пользоваться популярностью – однозначно, нет. Особой критике подвергся участок железной дороги от Ораниенбаума до Токсово – в итоге, после завершения публичных обсуждений он был заменен на маршрут Гатчина-Токсово.

Самую разумную мысль в ходе обсуждений высказал «Транспортный союз Северо-Запад»: ведомство предложило вместо радиальных линий создать кольцевую железнодорожную линию, которая бы на западе проходила вдоль Западного скоростного диаметра. Увы, эта идея была отвергнута в связи с большими затратами и другими потенциальными проблемами, связанными с ее реализацией. Идею ТССЗ при этом поддержал специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития Анатолий Котов. Пока ситуация не до конца ясна, но, судя по имеющейся информации, создавать железнодорожное кольцо основная ж/д компания страны в Санкт-Петербурге не собирается.

ТССЗ отмечает, что в Концепции развития, которая была подписана, нет новых расчетов пассажиропотоков, которые бы могли обосновать действующий план маршрутов. Те маршруты, которые были сделаны первоначально, не отвечают современной реальности – их сложно назвать адекватными. Когда такие мнения были озвучены представителями власти, РЖД решила проверить, будут ли внутригородские электрички пользоваться спросом, запустив первую из них по маршруту «Красное село – Парголово», однако пока кроме информации о плановом прогоне, других данных в сети не появлялось.

Аэроэкспресс

В 2011-м году было принято решение о строительстве аэроэкспресса, однако в 2015-м году идея была отклонена. В 2017-м году об аэроэкспрессе вновь заговорили – тогда правительство СПб рассматривало вероятность запуска линии – но не от Балтийского вокзала, как хотели это сделать изначально, а от Витебского. Обосновали такую перемену тем, что Витебский вокзал расположен ближе к центру, и это будет удобнее пассажирам, а, во-вторых, потому что это проще осуществить технически. Пересадка на поезд планировалась прямо с узла метрополитена «Пушкинская-Звенигородская». Было подписано соглашение о начале реализации программы с мая 2018-го года. Завершить проект должны были к 2022-му году.

В 2019-м году в правительстве приняли новое решение – отказаться от проведения конкурса на право проведения ж/д линии по маршруту «Пулково – Витебский вокзал». Начался новый этап обсуждений целесообразности проекта. Дополнительные работы связаны со сравнением представленного варианта с альтернативными путями развития транспортного сообщения с Пулково. Чем закончилось обсуждение, инициированное в 2019-м году, неизвестно.

С учетом того, что Смольный подписал план развития внутригородских электричек, которые предполагают, в том числе, перегон до Пулково, можно сделать предположение, что в ближайшее время аэроэкспресс запущен не будет.

Влияние новых проектов на рынок недвижимости

Стоимость квадратного метра может вырасти в зонах, где расположатся новые ж/д станции и где будут запущены внутригородские маршруты. Так, к примеру, значительным образом могут вырасти цены на квартиры около станций «Парголово» и «Красное село». Несмотря на наличие ж/д сообщения с городом, новые маршруты улучшат транспортную доступность этих локаций. А значит, интерес к квартирам в этих районах повысится (в особенности это касается Красного села, потому как Парголово и так пользуется повышенным спросом среди покупателей недвижимости).

Особое значение будет иметь электричка до Пулково – если она пройдет от Ораниенбаума до Белоострова, то добираться до аэропорта станет удобно из тех локаций, которые ранее были максимально удалены от него транспортно. А значит, можно рассчитывать и на повышение спроса на квартиры в этих населенных пунктах и на других остановках по ходу движения поезда.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.