Главная Статьи Коммерческая Судьбы общепита

Судьбы общепита

Опубликовано:

acticle picture

Падаем
Самой яркой тенденцией текущего, кризисного года стало практически повсеместное падение арендных ставок, в том числе и на рынке встроенных помещений Петербурга, предназначенных для заведений общепита. Сейчас предложение превышает спрос, и практически везде, независимо от формата заведений и сегмента (за исключением фастфуда), стоимость аренды снизилась вдвое и составила 30-100 долларов за кв.м в месяц (ставка прошлого года – 60-200 долларов). Оговорюсь, что речь идет либо о сдаче в аренду площадей, которые принадлежат частным лицам и компаниям, либо о субаренде помещений КУГИ. А вот город не спешит снижать докризисные ставки.
Большинство заведений общепита – порядка 80% – организовано на арендованных площадях во встроенных помещениях. Наличие помещения в собственности для рестораторов скорее исключение, чем правило. Тем не менее, многие интересуются возможностью выкупа. Собственники, рискуя потерять постоянный доход, неактивно идут на переговоры, и, как правило, желают реализовать свою недвижимость по цене выше рыночной. Что касается помещений, изначально принадлежащих городу, то возможность их выкупа появилась сравнительно недавно, и до сих пор подобные сделки очень редки.


Кто на новенького
Кризис заставил уйти с рынка заведения с площадью зала порядка 500 кв.м – они стали невыгодны. Зато рынок пополнился кафе, ресторанами и барами, расположенными в помещениях площадью 200-300 кв.м. Кстати, существует ошибочное мнение, что во время кризиса все больше заведений закрывается. Да, кое-кто ушел с рынка, но мне известно о ряде новых проектов, которые задумывались и начали реализовываться (обрели идею, инвестора, подходящее помещение) еще до кризиса. Некоторые бизнесмены, при условии знакомства с грамотными управляющими-рестораторами, и сегодня не прочь вложить средства в ресторанный бизнес – не самый доходный, но
более стабильный, чем иные.

 

Охота к перемене мест

Конечно, на рынке произошло некоторое перераспределение. Это касается и количества заведений в каждом из сегментов, и оборота денежных средств. Так, в кризис пришедшийся «в точку» сегмент фастфуда (средний чек – 100-300 рублей, заведения по уровню от McDonalds до «Двух палочек», расположенные в проходных местах у метро и на магистралях типа Невского проспекта) расцвел пышным цветом. Часть посетителей, которые ранее могли позволить себе питаться в заведениях среднего ценового сегмента, вынуждена была перейти в фастфуд. Характерно, что для этих участников рынка даже наличие докризисных арендных ставок не стало бы причиной для борьбы за выживание – большинство помещений сдается для них с дисконтом до 10-15%. Конечно, речь идет лишь о заведениях с удачной концепцией и управлением.
Больше всего и с точки зрения доходности, и с точки зрения числа ресторанов пострадал самый дорогой сегмент – luxury (заведения, расположенные в видовых местах на набережных, Крестовском и Каменном островах, средний чек – от 1000 рублей и выше). Часть клиентов luxury переметнулась в заведения для среднего класса (со средним чеком 300-1000 рублей), среди которых хотелось бы выделить бары-рестораны как наиболее интересный и успешный сегмент заведений. Многие уверены, что место таким заведениям – в центре города. Разумеется, успешным может быть бар-ресторан в центре, но не менее популярны, к примеру, бар Molly на углу Ленинского проспекта и улицы Доблести, заведения на Комендантской площади и др. Поэтому успешность не зависит напрямую от близости центра. Более важно нахождение вблизи мест проживания потенциальных клиентов – горожан среднего класса.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.