Опубликовано:
Петербургские риэлторы будут бороться за доверие потребителей, установив для себя жесткие правила работы через профессиональную базу данных. О предпринимаемых в этом направлении шагах рассказали на пресс-конференции в «Агентстве Бизнес Новостей» руководители Ассоциации риэлторов Петербурга и Ленобласти, порталов БКН.РУ и ГдеЭтотДом.РУ.
В России нет повсеместно цитируемого индекса доверия потребителей, но кризиса этого доверия в 2008-2009 годах не удалось избежать ни одной из сфер бизнеса. Покупатель (недвижимости, автомобиля, турпутевки, пальто) в кризис становится осторожным и дотошным в трате денег. Он выжидает удобного момента для покупки: бонуса или снижения цены. При этом он старается за свои деньги получить то же или лучшее качество. Этим требованиям придется соответствовать тем компаниям, которые хотят продолжать успешно работать на рынке.
В период роста цен и повышенного спроса на недвижимость на рынке риэлторских услуг проблема качества не осознавалась профессиональным сообществом в полной мере, признает глава совета директоров БКН.РУ Федор Дьячков. Да и не располагало профобъединение эффективным механизмом влияния на нарушителей стандартов и правил профессии.
Сегодня – из-за того, что реклама всех объектов, и от частных посредников, и от агентств, попадает в общий котел – борьба за покупателя ведется исключительно по цене предложения. Данные о ценах реальных сделок есть только у агентств, частные посредники их не сообщают никому. Поэтому мнение, что через частника собственник получит на руки больше, – всего лишь стереотип и иллюзия.
Ассоциация риэлторов считает, что сейчас особенно остра необходимость ужесточения требований к качеству услуги со стороны профсообщества.
На нынешнем рынке мало выставить объект по цене других похожих предложений. Надо знать, за сколько были проданы – а не выставлены!– аналогичные квартиры, сколько было просмотров за какое время. Нужен план рекламной компании, умение объяснять собственнику, почему его объект сразу надо выставить по реальной цене, а не экспериментировать со снижением-повышением в процессе экспозиции. Задача риэлтора – добиться быстрой продажи по максимальной цене.
Поэтому сегодня для Ассоциации и ее участников важнейшей задачей становится организация дополнительного обучения агентов, семинаров и тренингов. Рынку нужны высококлассные специалисты, владеющие навыками эффективных продаж.
К счастью, сегодня, спустя полтора десятка лет с момента рождения в России профессии риэлтора, Петербург может похвастать когортой профессионалов высочайшей квалификации, соответствующих требованиям самых жестких международных стандартов. К сожалению, их меньше, чем хотелось бы.
Профессионалам для эффективных продаж необходимы «заточенные» под эти цели инструменты. Первой в списке стоит профессиональная база данных. Практика, российская и зарубежная, показывает, что наличие профессиональной базы данных (мультилистинга) выгодно всем участникам сделки, включая клиента, отмечает президент Ассоциации риэлторов СПб и ЛО Юрий Загоровский.
Создание такой базы объектов не означает «закрытия» информации (попытки «затолкать пасту обратно в тюбик», как сформулировал один из журналистов) или каких-либо других запретов. Смысл – в установлении правил проведения совместных сделок с объектами из этой базы, подчеркивает Юрий Загоровский. До 90% продаж у риэлторов – это именно совместные сделки.
Федор Дьячков считает, что установление цивилизованных правил работы на рынке недвижимости – это социально значимая задача, хотя бы потому, что проблема затрагивает интересы огромного числа людей. Речь как о клиентах риэлторов – продавцах, покупателях, арендаторах и арендодателях объектов недвижимости, – так и о самих агентах и агентствах. Характер «товара», с которым работают риэлторы, также предопределяет значимость профессии – и ответственность профессионала.
Риэлторы хотят дистанцироваться, «отстроиться» от частных посредников, в том числе от «информационных агентств», продающих выборки несуществующих объектов.
«Я допускаю, что две трети водителей, занятых частным извозом, отлично водят машину. Но и 30-процентный риск попасть на плохого шофера – это слишком много», – проводит аналогию Владимир Гаврильчук, гендиректор корпорации «Адвекс. Недвижимость».
Потребитель обладает правом свободного выбора из предлагаемого разнообразия СМИ, публикующих строчную рекламу объектов. Конкуренция на любом рынке идет на пользу потребителю.
Сегодня в Петербурге нет ни одного печатного или электронного каталога, содержащего информацию обо всех объектах недвижимости, выставленных на продажу. Потенциальному покупателю придется обратиться к нескольким источникам, дабы получить действительно полную выборку.
В БКН.РУ, например, нет частных объявлений. На портале ГдеЭтотДом.РУ они есть. При этом свойственная БКН.РУ идеология отделения профессионалов от частников нашла понимание у руководителей ГдеЭтотДом.РУ, на чем и основано недавнее соглашение о сотрудничестве.
Цена размещения объекта в базе данных должна быть разумной. Это существенная точка соприкосновения и взаимопонимания БКН.РУ и ГдеЭтотДом.РУ, отмечает гендиректор проекта ГдеЭтотДом.РУ Рубен Акопов.
Еще одно совпадение в принципах БКН.РУ и ГдеЭтотДом.РУ – намерение обеспечить клиентов всеми современными сервисами, в том числе возможностью размещать объявления онлайн. Сейчас обновление базы данных БКН.РУ производится еженедельно – синхронно с выходом из печати бумажной версии. Но уже в ближайшее время информация об объектах будет обновляться до нескольких раз в день. На ГдеЭтотДом.РУ можно посмотреть фотографии 98% домов Петербурга и проезжих магистралей, а в марте будут отсняты еще и дворы домов.
Участники БКН.РУ и ГдеЭтотДом.РУ уверены, что предлагают профессионалам и гражданам нужный и полезный продукт: «Мы за здоровую конкуренцию и против монополизма».
Анна Александрова (БКН.РУ)
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.