Россия ждет новых западных инвесторов: об этом говорят представители власти на самом высоком уровне. В последние месяцы взаимодействие отечественных и зарубежных компаний на международном инвестиционно-строительном рынке стало очевидно, Россия вступила в ВТО. Однако многие российские бизнесмены признаются, что работать на этом рынке чрезвычайно трудно. Отсутствие общих правил игры не позволяет быстро и продуктивно развивать такое сотрудничество. Именно поэтому сейчас остро встал вопрос привлечения зарубежного опыта, в том числе и документальной базы, для полноценной работы российских компаний с западными.
Универсальные договоры
Зарубежные инвесторы, подрядчики и поставщики на протяжении нескольких десятилетий используют в работе контракты FIDIC – типовые документы, регламентирующие отношения между участниками инвестиционно-строительной деятельности. FIDIC, Международная федерация инженеров-консультантов, была создана в Бельгии 99 лет назад и за прошедшее время разработала документы, которыми пользуется множество стран. Например, созданная при поддержке Всемирного банка «Красная книга», которой уже полвека, представляет собой «Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства».
Документом могут пользоваться страны с разными внутренними законами: контракт учитывает особенности национального законодательства конкретного государства. Он состоит из двух частей. Первая – общие условия, которые подходят практически для любого государства. Вторая – условия для особого применения, в которых можно учесть особенности как национального законодательства, так и конкретного проекта.
«Красная книга» – не единственный универсальный контракт FIDIC. Другие документы охватывают условия субдоговора на сооружение гражданских объектов, отношения заказчика и консультанта на оказание услуг, условия контракта на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» и многие другие работы. Сейчас, когда Россия вступила в ВТО, остро встал вопрос переведения контрактов FIDIC на русский язык и адаптации их для российского рынка.
Сегодня в России нет положения о договорах подряда, обязательного для всех участников рынка. Нет и типового текста договора подряда. Участники дискуссии были едины во мнении, что такие документы стране нужны. Однако проформы FIDIC в том виде, в каком они сегодня существуют, противоречат российскому законодательству и используют термины, не известные российскому праву.
Чудо-инженер
Российские власти поддерживают идею внедрения контрактов FIDIC на отечественный рынок, но для этого, говорят представители организации, нужно сформировать в стране профсообщество инженеров-консультантов и оформить его в полноценную ассоциацию. Но тут мы сталкиваемся с новой проблемой: в России вообще нет такого понятия как инженер-консультант.
«В мире есть тысячи проектировщиков, которые спроектируют что угодно. Но работа инженера-консультанта подразумевает работу с заказчиком, понимание финансовых вопросов и вопросов, связанных с реализацией проекта, – говорит исполнительный директор FIDIC Энрико Винк. – Консультант может давать указания обеим сторонам, как заказчику, так и подрядчику, он может вмешаться в процесс, когда речь заходит о спорных вопросах». «Подрядчик обязан выполнить работу в срок, а заказчик – вовремя оплатить ее. Инженер-консультант следит, чтобы стороны правильно и вовремя выполнили свои обязательства, – добавляет член исполкома FIDIC Кай Меллер. – На практике очень мало контрактов реализуется без проблем, новые обстоятельства возникают почти всегда, а бывает и вовсе форс-мажор. Роль инженера-консультанта – привести стороны в соответствие с контрактом, понять, где произошло отклонение, и решить его».
Российские эксперты соглашались, что такой специальности в стране нет, и признавались, что сами давно строят по европейским технологиям, нарушая закон. Что же касается оплаты работы такого чудо-консультанта, то европейские коллеги ушли от прямого ответа, сказав, что все решается индивидуально.
Однако директор «Центра государственной экспертизы» Станислав Логунов признался, что в приватных беседах европейцы называют цифру в 2-3% от стоимости объекта, плюс премия за экономию бюджета проекта, но не за счет снижения качества, а за счет внедрения инноваций. Комментарий эксперта вызвал одобрительный гул в зале.
Сотрудничество неизбежно
В целом, многие петербургские специалисты критиковали российское законодательство и единогласно признавали, что контракты FIDIC пойдут на пользу всем участникам рынка. «В проектах, где необходимо привлечение кредитов западных банков, использование таких контрактов становится неизбежным, –
отметил управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин. – Но ничего плохого в этом нет, поскольку сами контракты FIDIC – это плод работы тысяч людей, который объединяет лучший мировой опыт, существующий на сегодняшний день. Более того, эти документы постоянно модернизируются, а большой спектр контрактов позволяет выбрать подходящий под конкретный проект». «Первый вопрос, который задают нам иностранные партнеры, – вопрос об использовании контракта FIDIC, – добавил начальник управления договорной работы ОДЦ «Охта» Александр Одинокин. – Если мы говорим “да”, диалог идет. Если отвечаем, что работаем только по российскому образцу, иностранные партнеры настораживаются».
Участники дискуссии пришли к выводу, что настало время «открыть» строительную отрасль и переписать законы, написанные еще в Советском Союзе. Тем более что ничего изобретать не приходится, стоит просто взять готовый западный опыт, их гибкие контракты и использовать их. С другой стороны, рынку нужны и новые специалисты, которые могли бы не только адаптировать западные контракты для России, но и применить их на практике. Смогут ли российские строители проявить в работе строгое западное отношение к исполнению договора – вопрос пока открытый, но другого пути, признали участники круглого стола, просто нет.