Главная Статьи Новостройки Дольщик и застройщик: конфликт или диалог?

Дольщик и застройщик: конфликт или диалог?

Опубликовано: 12.11.2018

acticle picture

В рамках XI конкурса «Доверие потребителя» рынка недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области 31 октября 2018 года в Chili cafe прошел бизнес-завтрак «Потребительский экстремизм в долевом строительстве – миф или реальность?». В нем приняли участие представители органов исполнительной власти, общественных объединений, крупнейших застройщиков, юридических компаний, средств массовой информации.

 

Внешние факторы

Модератор делового завтрака, сопредседатель оргкомитета конкурса Олег Островский отметил, что в целом претензии граждан к застройщику можно разделить на две большие группы: по соблюдению срокам передачи квартир участникам долевого строительства и по качеству строительства. Иногда они бывают взаимосвязаны. Зачастую, не оценив причины и последствия возникших у застройщика трудностей, дольщики буквально заваливают исками строительные компании, создавая серьезные проблемы в завершении строительства. Тем самым, достигая конкретного результата в виде выигранного дела, дольщик далеко не всегда может рассчитывать не только на получение денежных средств, но и на завершение строительства дома.

Председатель оргкомитета конкурса «Доверие потребителя» Юрий Грудин подчеркнул, что нередко причиной нарушений сроков завершения строительства являются факторы, не зависящие от застройщика, например, невыполнение своих обязательств энергоснабжающими организациями и другие. Важно объяснить гражданам причину возникших проблем и убедить их, что обращение в суд может привести к отрицательным для самого дольщика результатам. К сожалению, многие из специализирующихся в этой сфере юридических компаний преследуют собственные цели, не разъясняя участникам долевого строительства последствия принимаемых решений. Проводимый уже 11-й год конкурс «Доверие потребителя» как раз и имеет своей целью повысить прозрачность строительного рынка, отметить социально ответственные компании, укрепить доверие к ним потенциальных покупателей жилья, улучшить диалог между потребителями и профессиональными участниками рынка недвижимости, заявил эксперт.

Алексей Люкшин, адвокат Центрального филиала ННО «Ленинградская областная коллегия адвокатов», отметил, что в принципе выступает против термина «потребительский экстремизм», так как дольщики в подавляющем большинстве случаев обращаются в суд только тогда, когда их права нарушены, а застройщики не в полной мере используют возможности мирного урегулирования споров.

 

Новации закона

В ходе дискуссии выступили представители органов исполнительной власти: Светлана Пчелкина, начальник управления контроля и надзора в области долевого строительства Комитета по строительству, и Юрий Кабушка, первый заместитель директора СПБ ГБУ «Управление строительными проектами». Они подчеркнули, что вступившие в силу с 1 июля 2018 года изменения в 214-ФЗ обязывают надзорные органы незамедлительно реагировать на нарушение застройщиками более чем на полгода сроков передачи квартир участникам долевого строительства и направлять соответствующие уведомления в регистрирующие органы, которые, в свою очередь, обязаны вынести решение о приостановке регистрации по данному объекту новых договоров участия в долевом строительстве. В список застройщиков, которые не исполнили обязанность по передаче участникам долевого строительства объектов долевого строительства по зарегистрированным договорам в течение шести месяцев со дня наступления такой обязанности, первоначально вошли 31 застройщик и 39 объектов. Но это не значит, что строительство должно полностью остановиться.

Девелоперы могут использовать собственные средства, привлекать деньги инвесторов и кредиты. Кроме того, у них есть возможность заключить со всеми дольщиками дополнительные соглашения о новых сроках передачи им квартир и тогда регистрация новых ДДУ будет возобновлена. Один из застройщиков так и сделал. Кроме того, с 1 июля 2018 года предъявляются более жесткие требования к выдаче заключений о соответствии застройщика и его проектной декларации требованиям 214-ФЗ. Оно не будет выдано, если застройщик и (или) его основное общество или дочерние общества такого основного общества в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, нарушили более чем на три месяца срок ввода объектов в эксплуатацию. Это избавит рынок от появления новых недобросовестных застройщиков.

Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов отметил необходимость корректировки отдельных положений 214-ФЗ и активную роль в их разработке общественных объединений строителей Санкт-Петербурга. Большинство застройщиков, входящих в объединение, подчеркнул спикер, соблюдают свои обязательства перед участниками долевого строительства, а в случае возникновения конфликтных ситуаций решают их мирным путем.

 

Диалог в приоритете

Представители застройщиков – Валерия Малышева, генеральный директор АО «Ленстройтрест», Александр Брега, генеральный директор ЗАО «Мегалит», Надежда Калашникова, директор по развитию компании «Л1», Дмитрий Фалкин, директор по продажам RBI, Дмитрий Ковалевский, руководитель отдела рекламы и PR Seven Suns Development и Евгений Перминов, первый заместитель генерального директора группы компаний «КВС-Сервис», – рассказали о проблемах, возникающих в ходе строительства и после его завершения с участниками долевого строительства, способах их разрешения. Девелоперы были единодушны во мнении, что даже если у участников долевого строительства и возникают претензии к нарушению сроков передачи им квартир или к качеству построенного объекта, то большинство из них можно и нужно решать в досудебном порядке, находя индивидуальный подход к каждому. Максимальная информационная открытость застройщика, умение и желание услышать дольщика, признать, если они есть, свои недоработки и своевременно их устранить, помогают не доводить дело до суда.

Независимый эксперт Александр Иванов остановился на причинах появления претензий жильцов многоквартирных домов, возникающих в ходе их эксплуатации, формах их проявления и способах решения.

Генеральный директор «Большого Сервера Недвижимости» Валентина Нагиева отметила роль средств массовой информации в объективном освещении конфликтов, возникающих между дольщиками и застройщиками, призвала представителей СМИ рассказывать не только о негативных явлениях, но и об усилиях органов исполнительной власти и девелоперов по их предотвращению и ликвидации, а также о положительном опыте работы застройщиков и управляющих компаний с гражданами.

 

Организаторы бизнес-завтрака: Комиссия по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО, PROESTATE Events, Academy of Real Estate (ARE), «Большой Сервер Недвижимости», НП «Российская Гильдия управляющих и девелоперов».

Оператор бизнес-завтрака: ARE.

Большинство споров с дольщиками можно решить досудебным путем, считают застройщики

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.