Опубликовано:
Рынок покупателя заставляет застройщиков следить за качеством своего продукта или хотя бы оперативно устранять найденные недочеты, считают участники круглого стола, прошедшего в пресс-центре газеты «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге».
В обрушении кирпичной облицовки с высоты двенадцатого этажа дома на пр. Косыгина, 17/1, который был сдан компанией «Источник-строй» в 2006 году, поначалу обвинили резкое наступление жары. От наледи и протечек кровель зимой 2009-2010 страдали жители не только исторических зданий, но и недавно построенных домов. Кто виноват – проектировщики, не предполагавшие вероятность прихода снежной зимы в Петербурге? Строители, сэкономившие на материалах или рабочей силе? Госстройнадзор, проглядевший нарушение технологии в процессе стройки?
Госкомиссия, принявшая неполноценный объект? Устаревшие СНиПы и ГОСТы или наоборот – их кардинальное изменение?
По итогам осмотра дома на пр. Косыгина Служба ГСН и экспертизы совместно с Центром экспертно-технического сопровождения сделала вывод, что в обрушении облицовки виноват недобросовестный застройщик. Причиной нарушения стали скрытый строительный брак и ошибки при проектировании.
Монолитный железобетонный каркас был облицован газобетоном и слоем облицовочного кирпича. «Использование такой конструкции при жилищном строительстве сегодня запрещено Службой госстройнадзора и экспертизы, – объяснил вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов. – Это не означает, что данная конструкция является неправильной или аварийной. Дело в том, что в случае некачественного исполнения работ могут возникнуть проблемы в процессе эксплуатации». Вице-губернатор напомнил, что по деятельности компании заведены уголовные дела, связанные с нарушением прав дольщиков на других объектах.
В недавно заселенном доме другого печально известного застройщика – «ИВИ 93» на Нарвском пр., 14/2, жильцы вызвали МЧС, поскольку на стенах их дома образовались трещины. В обоих случаях угрозы несущим конструкциям не обнаружено.
Во времена бума строители позволяли себе не обращать внимания на неровность стен или отличные от прямых углы проемов – в полной уверенности, что всегда найдется не слишком придирчивый покупатель. Кризис – тоже беда: девелопер пытался выбрать подрядчика, предложившего цену пониже, а качество, соответственно, похуже. Но большинству было понятно, что это
выйдет себе дороже, утверждает президент корпорации «Мегалит» Александр Брега: благодаря «сарафанному радио», форумам в Интернете экономия на качестве очень быстро оборачивается спадом продаж.
Заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Санкт-Петербурга Вячеслав Захаров считает, что в Петербурге многие компании сумели наладить внутрикорпоративные системы контроля, которые обеспечивают неплохое качество домов.
Служба госстройнадзора и экспертизы Санкт-Петербурга получает много жалоб от покупателей строящегося жилья, признает Вячеслав Захаров, но при этом ни фирмы, на которые чаще всего жалуются потребители, ни тех, на кого нареканий меньше, чиновник не называет. Он говорит лишь, что наладить работоспособную систему контроля застройщику, возводящему один-два дома, невозможно.
Но и заявления об огромных объемах строительства — еще не гарантия, что все обещания будут выполнены в срок. Доверять надо опыту и профессионализму, поясняет Сергей Степанов, директор по продажам компании «Строительный трест». То есть покупатель, прежде всего, сам в ответе за качество купленного жилья. «В конечном итоге за качество строительства отвечать будет только застройщик. Поэтому к покупке квартиры надо подходить со всей ответственностью, и, прежде чем делать свой выбор в пользу одного из застройщиков, необходимо тщательно изучить, кому вы доверяете свои деньги, свой будущий комфорт, в конце концов – безопасность проживания. Лично посмотрите, какого качества построенные выбранной компанией здания», – советует Сергей Степанов.
Александр Брега полагает, что покупателю важна и информация о том, насколько быстро и цивилизованно застройщик устранял обнаруженные дефекты.
По словам Вячеслава Захарова, у «проблемных» компаний плохо и с качеством, и с отношениями с дольщиками. Поэтому он тоже рекомендует покупателям внимательно выбирать строительную организацию. Застройщик дома на Косыгина, например, возводил также комплекс «Кассиопея», который после двухлетней паузы придется достраивать самим дольщикам.
Проблема качества связана и с разрушением системы профтехобразования, дефицитом квалифицированных рабочих кадров, с низкой квалификацией проектировщиков. На госэкспертизу приходят проекты, получающие до трехсот замечаний, сетует Вячеслав Захаров.
В одном из домов компании «Мегалит» после двух лет эксплуатации проржавели трубы горячего водоснабжения. Причина (по данным застройщика, окончательное решение за судом) – в нестыковке проектов газовой котельной и инженерии самого дома: не была предусмотрена очистка воды от «лишнего» кислорода. Потратив на замену труб около 3 млн рублей, компания-девелопер застраховала возможные убытки по вине исполнителей работ. По предварительным данным, с такой же проблемой могут столкнуться новые котельные Петроградского и Курортного районов.
Подобные проблемы, по идее, должна решить система саморегулирования, в основу которой лег принцип коллективной ответственности бизнеса перед потребителем – за счет страхования и компенсационного фонда. Однако она находится в начальной стадии формирования. Пока непонятно, как каждая из саморегулируемых организаций будет реагировать на предписания Госстройнадзора, говорит Вячеслав Захаров. С одной стороны, никому не хочется, чтобы коллеги и конкуренты «разбирали» тебя на собрании и решали, как наказать. С другой – можно покинуть «строгую» СРО и поискать более лояльную… Цена вопроса – 300 тыс. рублей взноса в компенсационный фонд плюс полис страхования.
Страховщики полагают, что механизм обеспечения ответственности участников СРО перед третьими лицами рано считать работающим – до тех пор, пока нет опыта урегулирования убытков, нет единых стандартов страхования, проверенных на практике.
На эти перемены накладывается еще предстоящая реформа технического регулирования. Готовятся новые технические регламенты, которые должны заменить десятки тысяч устаревших СНиПов и ГОСТов.
Реформа техрегулирования, в ходе которой предстоит провести инвентаризацию сотен тысяч документов и совместить регламенты с международными обязательствами России, тревожит профессионалов. Однако, несмотря на пертурбации в строительстве, контроль действует. «Все стандарты качества, ГОСТы и СниПы, в силе»,– разъясняет Сергей Степанов. Нормативы строительства дома обязательно указаны в договоре между заказчиком строительства и генеральным подрядчиком, а также в проектной декларации, поясняет Сергей Степанов. Все документы покупатель квартиры вправе запросить у строительной компании. И если возведенный дом не соответствует указанным нормативам, он просто не будет введен в эксплуатацию, не получит необходимого заключения
Госархстройнадзора.
«Если что», выявить виноватого можно всегда, уверен Вячеслав Захаров. Если дело коснется проблем несущих конструкций, найдутся все: от председателя госкомиссии и инспектора Госстройнадзора до проектировщика и сварщика – независимо от срока давности.
Правда, существует риск неправильной эксплуатации здания, причинения ему вреда несанкционированными перепланировками. В «Строительном тресте» считают, что уважающая себя компания должна даже по истечении пятилетнего гарантийного срока оказывать помощь и содействие управляющим компаниям, которые работают на объектах. То есть вопрос снова – в доверии к строительной компании.
Анна Александрова
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.