Опубликовано:
В 2010 году строительную отрасль ждут кардинальные перемены, считают участники пленарного заседания Х Международного конгресса по строительству «IBC 2010», который прошел в рамках «Интерстройэкспо».
Под все разговоры о «снижении административных барьеров» Россия по барьерам в строительстве второй год сохраняет за собой унизительное 182-е место – из 183 возможных. Таковы данные международного рейтинга стран «Ведение бизнеса», составленного Всемирным банком. Чтобы получить разрешение на строительство типового склада, в РФ надо пройти до 54 процедур, которые занимают более 700 дней. При этом только официальные платежи более чем в 30 раз выше (относительно среднедушевого дохода), чем в развитых странах. И чиновники упрекают строителей за высокие цены на их продукцию?! – сетует Ефим Басин, президент НП СРО «НОСТРОЙ».
В цене готовой постройки до 50% составляет доля платы за подключение к энергомощностям и цены земли – определенной по результатам аукциона и, вопреки требованиям законодательства, не обеспеченной необходимой инфраструктурой.
Локальные монополисты требуют от застройщика построить и передать им сети вне площадки строительства – помимо платы за подключение. Монополисты получают сверхприбыли, а ФАС молчит, удивляется Елена Николаева, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства, член Совета Общественной палаты РФ. ОАО «Ленэнерго», например, в 2009 году увеличило чистую прибыль на 111%. По информации главы НАМИКС, премьер РФ Владимир Путин обещал отменить взимание платы с застройщиков с 2011 года (сообщение вызвало аплодисменты в зале).
Вопрос ценообразования в строительстве директор департамента регулирования градостроительной деятельности Минрегионразвития Илья Пономарев назвал идеологическим. По его информации, в 2010 году для бюджетных строек Минрегион утвердит единые фиксированные расценки, а все коэффициенты упразднят.
Строители готовы продавать жилье по 12 тыс. рублей за кв.м в рамках государственно-частного партнерства, сообщает Елена Николаева, – при условии, что государство обеспечивает участок всей необходимой инфраструктурой. По ее мнению, средства, выделяемые по ФЦП «Жилище», которая разрабатывается сейчас на период до 2015 года, должны тратиться, прежде всего, на подготовку земли под застройку.
С другой стороны, отметила Елена Николаева, застройщики не знают, а потому не используют даже имеющиеся возможности финансирования – в частности, программу АИЖК «Стимул», по которой строительная компания может получить в банке кредит под невысокие ставки (АИЖК планирует в 2010 году выделить банкам на эти цели 15-20 млрд руб.). Существует также возможность выделения земли без аукциона – для малоэтажного строительства, напомнила г-жа Николаева.
Строительная отрасль одной из немногих в стране способна за два года увеличить объем производства в разы, заявил председатель Комитета по строительству администрации Петербурга Вячеслав Семененко. Потребность в больших объемах нового жилья очевидна: в Петербурге на одного жителя приходится 22 кв.м жилья, тогда как в Восточной Европе – 32, в Западной – и того больше. При этом у нас значительную долю фонда составляют ветхие дома. Городские власти определили, что Петербургу необходимо к 2016 году строить 1 кв.м нового жилья в год на человека.
Развитию отрасли мешают, по мнению чиновника, рамки действующих законов. «На руках» у застройщиков запас земли, достаточный для строительства 40 млн кв.м жилья. Но эти участки ни в градостроительном, ни в инфраструктурном смысле к жилищной застройке не готовы. Более того, говорит глава КС, в стране отсутствуют финансовые инструменты, способные обеспечить комплексное развитие территорий. Ни бюджетных средств, ни собственных денег компаний, ни банковских кредитов (которые обходятся в 15-18% годовых) не хватит на длинный цикл освоения земли. Нужны длинные и дешевые средства – привлеченные, например, под инфраструктурные облигации, предлагает Вячеслав Семененко. Без них территории, которые можно было бы задействовать под застройку, простаивают.
Большая доля земельного банка компаний по генплану и правилам землепользования и застройки не предназначена под жилье. Поэтому необходима возможность быстро менять генплан и ПЗЗ, заявил Вячеслав Семененко.
Законы надо менять и для развития застроенных территорий – у власти должен быть эффективный механизм изъятия собственности для госнужд. Вначале изъять, а затем использовать набор юридически эффективных действий в переговорах с собственниками, предлагает глава стройкомитета. По его мнению, такой механизм нужен для развития территорий, как застроенных домами первых массовых серий, так и занятых неработающими производствами.
Менять законы предлагает и Ефим Басин – в частности, ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Практика распределения госзаказов через аукцион несостоятельна. Это подтверждает пример с ООО «Флора», которое выиграло тендер на подряд по строительству последнего участка КАД на 12,7 млрд рублей, а затем заказчик был вынужден расторгать договор. ООО выиграло тендер путем демпинга.
Критериями выбора подрядчика должна быть не одна лишь цена, а и квалификация, материально-техническая база, должный опыт, считает глава Национального объединения строительных СРО. Он также предлагает упростить процедуру ввода в эксплуатацию готовых объектов, поскольку сейчас этот процесс «связан со взятками».
Елена Николаева, говоря о возрастающей роли государства на рынке, отметила, что должна вырасти и ответственность чиновников, которые своим действием или бездействием мешают развиваться строительной отрасли.
Анна Александрова
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.