Главная Статьи Районы Киберпанк, который мы заслужили: как живется на Канонерском острове?

Киберпанк, который мы заслужили: как живется на Канонерском острове?

Опубликовано: 07.12.2021

acticle picture

Жизнь на «Петербургских Канарах», как порой называют Канонерский остров, еще недавно была уединенной, но комфортной – длинная песчаная коса, тихий парк, береговая линия Финского залива и почти бесконечное количество мест для пикников привлекали сюда жителей всего города. Несколько лет назад построили ЗСД, и всё изменилось: сегодня народная топонимика выглядит как не очень смешная шутка, а жизнь на острове напоминает антиутопию.

Кошачий остров

История Канонерского острова уходит глубоко в века, в разное время здесь проживали самые разные народности. Финны называли остров «Киссасаари», что переводится как «Кошачий остров». Кошек, кстати, на острове много и сегодня.

В царское время остров находился в ведомстве Адмиралтейской коллегии и назывался Батарейным, однако во второй половине XVIII века его переименовали в Канонирский – от слова «канонир» (с французского – пушкарь), а позднее – в Канонерский. Восточную часть острова неоднократно укрепляли, в 1885 году был введен в эксплуатацию Морской канал.

Долгие годы Канонерский остров фактически был отрезанным от остальной части города – тоннель, соединивший его с Гутуевским островом, был построен лишь в 1983-м году. В Генеральном плане развития Ленинграда 1987-го года можно увидеть, что остров собирались намывать, а на намытых территориях реализовывать масштабные жилищные проекты. Однако, планам не суждено было воплотиться в реальность.

Пока не появился тоннель, на остров попадали на речных трамвайчиках летом и на буксирах-ледоколах в зимнее время. Проезд был бесплатным. Сейчас добраться можно гораздо проще – сначала следует доехать до станции метро «Нарвская», а затем сесть на маршрутное такси – время в пути займет около 15 минут, иногда быстрее. Что касается тоннеля, то он не приспособлен ни для пешеходов, ни даже для велосипедистов – так что добираться все равно придется на транспорте.

В 2016-м году небо над островом пронзил мост Западного скоростного диаметра. После этого жизнь здесь сильно изменилась. Теперь над жилыми домами проходит огромная дорога – она разместилась не только над объектами жилищного строительства, но и над детским садом с яслями.

Планы по благоустройству

Когда-то, когда о строительстве западного скоростного диаметра речи еще не шло, в правительстве обсуждали вероятность благоустройства перспективной локации. В 2013-м году, например, даже состоялся конкурс, где были представлены проекты по улучшению острова. Один из участников предложил организовать здесь самый большой крематорий в городе, но, к счастью для местных жителей, эта идея «благоустройства» не была встречена благосклонно. Впрочем, и другим проектам не суждено было сбыться. А среди них были довольно интересные. Победителем конкурса стал проект «Морского парка»: он предусматривал организацию кинотеатра под открытым небом, благоустроенного пляжа, колеса обозрения. Также тут должны были появиться плавучие дома, теплицы для фруктов, рыбная ферма и множество других объектов нетривиального отдыха.

Дальше проекта, как известно, дело не зашло, но местные жители до сих пор лелеют надежду на реализацию хотя бы части планов.

Нынешние достопримечательности острова – скульптура коту (в честь прежнего, кошачьего, названия), дикий парк и песчаная коса. ЗСД, мрачно опоясывающий небо, тоже успел стать своеобразным символом места: сюда приезжают петербуржцы и гости города, чтобы сделать необычные урбанистические снимки в стиле мультипликационных лент Миядзаки.

ЗСД: как дорога изменила жизнь на острове

Строительство центрального участка ЗСД проходило тяжело – для многих островитян новый проект стал настоящей неожиданностью. Постоянный шум со стройки сопровождался значительным ухудшением экологических показателей. Местные жители вспоминают время стройки с содроганием – многие из них боялись, что во время строительства одна из гигантских бетонных плит рухнет на крышу домов или детского сада.

Несколько домов, которые находились очень близко к стройке (прямо под ней) расселили. Однако, не все хотели покидать насиженные места – на острове царит особая, ни с чем не сравнимая атмосфера, рядом береговая линия, до центра 10 минут на автомобиле. Когда живешь здесь долгие годы, тяжело перебраться в шумные спальные районы, которые абсолютно иные по настроению. И пусть инфраструктура там развита лучше, ничего общего с Канонерским островом у этих районов быть не может – «Канонерка» является абсолютно уникальным для нашего города местом.

Реальные проблемы: вибрации и качество воздуха

После строительства автомагистрали локация стала выглядеть более депрессивно – сегодня здесь впору снимать фильмы-катастрофы. Но не только это является проблемой. Дело в том, что вибрации от дороги негативно воздействуют на фундаменты зданий, и те начинают постепенно разрушаться. Этого можно было бы избежать, если бы здания изначально строились с учетом виброизоляционных технологий. Но постройки здесь преимущественно советского периода – панельные дома разных серий, своего рода временное жилье, превратившееся в постоянное. Можно укрепить фундаменты, но пока этим никто не озаботился.

Еще одна проблема – ухудшение экологической обстановки, особенно в зимнее время. Мелкая пыль и частички дорожного покрытия витают в воздухе, оседают на траве и дорогах. Сегодня замеры по ряду показателей на острове превышают нормы – и это при обилии ветров со стороны Финского залива. В Европе тоже есть мосты, которые проходят над жилыми домами – и там это тоже большая проблема. Однако, в большинстве европейских стран запрещены шипованные шины – это несколько смягчает ситуацию, так как дорожное покрытие страдает меньше, и в воздух попадает меньше частичек асфальта.

Дома, которые расселили, расположены непосредственно под мостом. Также несколько зданий попали под программу установки шумозащитных окон. Как отмечают местные жители, это не решило проблемы для большинства – здания, которые расположены чуть поодаль, страдают не меньше, однако на них никакие программы не распространяются.

Если вы приедете на «Канары» на прогулку и отправитесь не в парк, а пройдетесь под мостом в жилой зоне, то станет очевидно – такой киберпанк хорош только для футуристичных фотосессий. Жить в этой части «Канонерки» непросто, особенно – если вы человек семейный и заботитесь о здоровье своей семьи.

Перспективы развития острова

Несмотря на сложные условия, шанс на облагораживание локации существует. Для этого необходимо установить более массивные шумозащитные экраны, а место под мостом отвести под коммерческие нужды – ведь, по сути, оно не подходит только для постоянного проживания.

Остальная часть острова может стать настоящей точкой городского притяжения – огромное колесо обозрения будет здесь весьма уместно: ведь с него откроются виды на город, намывные территории Васильевского острова, Лахта-центр и воды Финского залива. И, конечно, благоустройство парка и реставрация большинства жилых домов на острове должны стать обязательной частью развития локации. Есть здесь и территории, которым не повредит редевелопмент – на Канонерском острове давно не велось жилищного строительства, месту не хватает новых лиц.

Что нужно сделать, чтобы остров стал востребованным и процветающим? Вопрос этот следует адресовать властям города и, возможно, современным и ответственным девелоперам: когда кто-то из них захочет прийти в локацию, она заиграет новыми красками. Главное при этом, чтобы не нарушилась удивительная атмосфера, царящая на Канонерском острове.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.