Главная Статьи Районы Намыва не будет: почему власти решили не расширять намывные территории?

Намыва не будет: почему власти решили не расширять намывные территории?

Опубликовано: 19.10.2021

acticle picture

Смольный решил не включать новые намывы в Генплан развития Петербурга. Причиной стало негативное воздействие этих территорий на гидрологическую обстановку в Северной столице: из-за нового намыва дамба может перестать правильно работать, а риск подтоплений и наводнений значительно повысится. Ниже – более подробная информация о причинах запрета намыва и немного истории нынешней «Приморской».

Намывы: дела давно минувших дней и новые территории

Намывать Васильевский остров начали еще в Царское время – тогда город увеличивали, чтобы он меньше заболачивался. Первые работы по намыванию территорий ради увеличения города начались в Советское время: некогда на месте улицы Кораблестроителей бились волны, а там, где сегодня находится гаражный кооператив близ моста ЗСД, располагался остров Вольный. В 1979 году начали строить дамбу – это было уже после завершения намывочных работ.

Новый грандиозный план по намыву территорий на Васильевском острове появился в 2006-м году. Часть проекта сегодня успешно реализована: к концу 2021-го года здесь введено в эксплуатацию более пятнадцати корпусов новостроек. Некоторые считают район перспективным, другие называют его спальным гетто в центре Петербурга. Очевидно одно – несмотря на престижность локации, прекрасные виды и близость знаковых достопримечательностей месту банально не хватает инфраструктуры – дорог, школ, детских садов и отделений полиции. К окончанию строительства планируется, что здесь будет проживать 60 тысяч человек – такое население требует значительных вложений в развитие инфраструктуры.

Планы и мнения

Порядка года назад появились планы по намыву территорий – на этот раз в северо-западной части Васильевского острова. Более того, были озвучены и идеи намыть земли и около «Лахта-Центра». Урбанисты выразили недоумение – во-первых, в России нет дефицита земель. Площадь страны составляет 17 миллионов квадратных километров, а плотность – менее 10 человек на квадратный км. Плотность населения в Ленобласти тоже не особо большая – 23 человека на километр: ничто не мешает застраивать свободные территории без организации намывов. Впрочем, такого мнения придерживаются не все петербуржцы – к примеру, представители ЛСР хотели создать на новом намыве единую систему зданий, которые бы хорошо смотрелись с воды. И некоторые жители были за такую инициативу – в основном, положительно на намыв смотрели инвесторы, которые видели перспективность проекта.

Вторая причина, которая вызвала недоумение урбанистов – перенаселение Василеостровского района и явная нехватка на острове инфраструктуры. Так, за несколько лет существования намыва там не было построено ни одной школы: единственный функционирующий детский сад находится на территории ЖК «Я романтик», но его не хватает для всех жителей. В случае нового строительства такие проблемы способны еще сильнее обостриться.

Третья, и основная проблема, которую озвучили градозащитники – опасность затопления города. Дело в том, что намыв уменьшит водную чашу Невы – это сделает потенциально опасным слив водных масс обратно в дельту после их запирания во время наводнений и сократит время, в течение которого дамба будет защищать город от наводнений.

Победа урбанистов: намывы исключили из Генплана

Решение Смольного о том, что новые намывы не будут включены в Генеральный план развития города, было озвучено на пресс-конференции ТАСС летом 2021-го года. Его объявил Михаил Страхов, зампредседателя Комитета пользования природных ресурсов и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга. Он отметил, что намывы от устья Невы до Кронштадта сильно влияют на работу дамбы. Он подчеркнул, что изначально дамба была рассчитана на конкретную площадь Невской губы и величину водных ресурсов. Увеличение площади намывов, по словам представителя власти, сокращает емкость Невской губы, а значит – риск реального наводнения значительно повышается. Чиновник заявил, что это и есть основная причина, почему из Генерального плана СПб были исключены новые намывы. При этом он отметил, что уже существующие проекты будут реализованы.

Быстрое подтопление: дополнительные риски

Одним из факторов увеличения риска наводнения в Санкт-Петербурге можно считать также и уменьшение акватории Невы. Так как ее акватория тоже учитывалась при строительстве дамбы, при сильных волнах со стороны Финского залива сужение главной городской артерии способно привести к тем же проблемам, что и большой намыв. Однако, в Генплане это не учитывается. Так, в Невском районе для возведения новой дороги планируется уменьшить ширину реки. То же самое запланировано и на Васильевском острове: цель – завершение набережной Макарова. Специалисты отмечают, что сужение русла тоже должно быть запрещено, но пока такого запрета не существует.

Обход Генплана как вероятный риск

Директор ЭКОМа (экспертный центр) Александр Карпов назвал решение Смольного не включать в Генплан намывные территории абсолютно правильным. Однако он выразил опасение, что намыв может быть реализован даже в случае, если его не будет в плане. Это возможно, так как Невская губа и дамба – это федеральные, а не городские объекты, а значит они не всецело подчиняются решениям Смольного. Нынешние правила обязуют согласовывать проекты как с правительством СПб, так и с правительством РФ. Фактически, частные инвесторы имеют возможность идти против решений власти Северной столицы, если получат разрешение на федеральном уровне – именно так в 2018-м году было получено разрешение на строительство целой группы островов в Финском заливе. Тогда строительством планировала заняться компания Zinger Development. К счастью, проект так и не реализовали, благодаря этому город остался в безопасности.

Впрочем, у Смольного есть способы противодействовать частным фирмам – для этого у них есть соответствующие исследования и изыскания гидрологов, а также возможность запрета строительства по другим причинам. К примеру, по причине того, что на уже существующем намыве так и не создана соответствующая инфраструктура. Кроме того, Смольный может добиться от власти создания законодательного акта, который бы регулировал защиту дамбы и сооружений, которые влияют на ее работу.

Существующие проекты

Реализация объектов, которые уже запланированы в южной части Васильевского острова – завершение существующего намыва и строительство на нем жилых комплексов, объектов инфраструктуры и новой развязки ЗСД – будет завершена. Это Смольный подчеркнул на той же пресс-конференции ТАСС. Переживать за свои вложения в такие объекты как ЖК «Морская набережная», «Аквилон Zaliv», «Магеллан» и другие, которые реализуются на новых территориях, не стоит. Они будут построены. В каком-то смысле отказ от нового намыва даже положительно скажется на собственниках квартир в новостройках уже намытых территорий: к этим объектам останется столь же большой интерес, будет меньше конкурентных объектов, а инфраструктура всего Васильевского острова окажется более доступной.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.