Опубликовано: 04.12.2020
История Охтинского мыса берет свое начало еще в 4 тысячелетии до Нашей эры. В те времена не существовало не только Руси, но и Невы – сама география местности была принципиально иной. Район современного устья Охты представлял собой мелководный опресненный залив Литоринового моря, он использовался древними людьми как место хозяйственной деятельности и, в частности, рыболовного промысла. Заселять Охтинский мыс начали в Средние века. По сути, именно отсюда взял свое начало и Санкт-Петербург, который, вопреки известному произведению А.С. Пушкина («Медный всадник») и распространенным городским мифам, возник не на пустынном болоте, а на месте достаточно крупного ингерманландского города Ниен. И именно Охта была средоточием всей «цивилизованной» жизни рассматриваемой локации – здесь располагалась крепость Ниеншанц, возведенная шведами.
В ходе Северной войны крепость была взята штурмом, а на близлежащей территории Петром I было принято решение заложить новый город – столицу Российской Империи Санкт-Петербург.
Огороды, верфи и большие производственные планы
С момента основания Петербурга центр общественной жизни сместился вниз по течению Невы – Петропавловская крепость, ставшая сердцем нового города, построена на Заячьем острове. Охтинский мыс стал символом огородничества – на месте бывшей крепости в течение долгих лет функционировал плодопитомник с оранжереей. Позже участок отошёл Смольному институту, а в начале XIX века – Морскому ведомству. Последнее превратило мыс в место судостроительства. Так появилось Охтинское адмиралтейство с целой системой судоходных каналов и эллингов. В течение практически целого столетия тут производили морские и портовые буксиры.
В советское время значение Охтинских верфей снизилось, и предприятия переквалифицировалось на производство технологического оборудования. Тогда же было принято решение – развивать территорию как промышленную, наращивать технологический прогресс, увеличивать производительность. Однако, этим планам не суждено было воплотиться в реальность – после распада СССР завод пришел в упадок и был заброшен.
Наше время и «хрустальный корабль»
В 2006-м году значительную часть Охтинского мыса приобрела «Газпром Нефть», входящая в «Газпром». Здесь компания планировала построить общественно-деловой центр «Газпром-Сити» с небоскребом высотой 396 метров, проект которого стал скандально известным и вызвал множество споров.
После длительных судебных разбирательств и многочисленных негативных высказываний со стороны публичных людей и прессы было выбрано другое место для строительства небоскреба и ведущего офиса «Газпрома» («Лахта-Центр» в Приморском районе).
В 2019-м году «Газпром нефть» приняла решение о создании нового проекта развития территории Охтинского мыса. Был объявлен конкурс, в котором приняли участие бюро Сергея Скуратова, KOSMOS, Nikken Sekkei, Ingenhoven Architects в консорциуме с ABD Architects, MVRDV, UNStudio, Valode&Pistre и ряд других архитектурных мастерских. Победителем стало японское бюро Nikken Sekkei. Авторы проекта предложили возвести два стеклянных корпуса с максимальной высотой 28 метров. По задумке ансамбль должен напоминать хрустальный корабль, призванный стать новым символом морской столицы России. Согласно концепции здесь должны разместиться конференц- и выставочные залы, кафе и рестораны, офисные пространства. А на воздушном переходе планируется обустроить обзорную площадку.
Помимо зданий Nikken Sekkei предлагает организовать на Охтинском мысе ландшафтный парк, зеленые галереи, сформировать локацию для общественных мероприятий.
Петиция и протесты: почему горожане против нового проекта?
Результаты архитектурного конкурса пришлись по душе не всем петербуржцам – среди ярых противников новой концепции развития историк Лев Лурье, куратор «Севкабель Порта» Алексей Онацко, архитектор Сергей Чобан и многие другие, подписавшие петицию в пользу другого участника состязания – голландского бюро MVRDV. Специалисты по урбанистике утверждают, что, выбирая победителя, «Газпром Нефть» в большей степени основывалась не на городских нуждах и стилистических, смысловых особенностях представленного проекта, но на собственных корпоративных интересах.
Выбор проекта должен учитывать и более тонкие материи, такие как городской контекст, атмосферу, археологическую значимость местности – считают градозащитники. К слову сказать, археологическая значимость Охтинского мыса поистине велика. С 2006-го и по 2010 годы здесь были проведены беспрецедентные по масштабам Северной столицы раскопки – в результате исследований были обнаружены уникальные участки культурного наследия общей площадью 2,4 гектара (из них 0,8 га находится в собственности «Газпрома»). Археологические памятники относятся к эпохам неолита, раннего металла, Средневековья и Нового времени. Кроме остатков сооружений верфей, укреплений Ниеншанца, бомбоубежищ, технологических бровок тут найдены предметы быта и обихода – древние монеты, украшения из бересты, глины и янтаря. По завершению раскопок часть территорий была законсервирована. По словам представителей «Газпром Нефти», те части мыса, которые представляют историческую ценность, не будут затронуты строительством, однако есть горожане, которые в связи с обнаруженными археологами памятниками, полностью против застройки данной локации.
Более лояльные урбанисты, к примеру – архитектурный критик Мария Элькина и архитектор Даниил Веретенников, считают, что строительство на Охтинском мысу допустимо, что в современной практике имеется масса примеров тонкого и качественного взаимодействия с археологическими ценностями. Однако специалисты подчеркивают, что, несмотря на нахождение участка в частной собственности, недопустимо принимать решение о развитии такой уникальной локации в закрытой, кулуарной форме. Они призывают «Газпром Нефть» пойти на компромисс и пересмотреть своё решение, посчитаться с мнением жителей Петербурга и выбрать тот вариант застройки, который одобрит большая часть горожан.
Особенности проекта MVRDV
Концепция голландского бюро предусматривает возведение системы зданий, стоящих на сваях, и создание общественного пространства на уровне земли. Объект планируется построить из дерева, он отвечает передовым нормам экологической безопасности. Пока что в России нет прецедентов строительства подобных зданий – и этот вектор, по мнению сторонников проекта из Голландии, смог бы задать новую тенденцию. Тенденцию, которая бы стала весьма актуальной, учитывая общие петербургские настроения последних лет, стремление людей жить в большей гармонии с природой. Еще один важный момент – проект MVRDV учитывает и историю Охтинского мыса, удачно вписывает археологические памятники в разработанную концепцию.
Что день грядущий нам готовит?
Долгие годы будущее Охтинского мыса выглядело довольно туманно, сегодня же ситуация уже иная. Вне зависимости от того, какой конкретно проект будет реализован, ясно одно – в самое ближайшее время здесь появится полноценное общественное пространство с развлекательными и наукоемкими элементами, начнут свою работу парк, музей, фудкорты, будут проводиться различные мероприятия. Мыс станет местом притяжения всего Красногвардейского района, вырастут цены на квартиры в окрестностях, территория станет более востребованной как среди застройщиков, так и среди местных жителей.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.