Опубликовано: 25.02.2019
Как изменился подход к архитектуре новостроек за последние 15 лет? Насколько внешний вид дома важен для покупателей? И как подорожание жилья скажется на дизайне фасадов и планировках? Эти вопросы девелоперы, риэлторы, банкиры и архитекторы обсудили на бизнес-завтраке, организованном проектом «PRO Недвижимость и финансы БКН.РУ».
15 лет назад девелоперы предпочитали проектировать небольшие
квартиры в домах из кирпича. Покупателей не волновали число квартир на этаже,
маленькие окна и непрактичный дизайн зданий. Но запросы дольщиков
изменились.
«Люди уже не хотят покупать “коробки для жизни”, – говорит президент АРСПб Игорь Горский. – Еще пару лет назад вопрос архитектуры объекта входил лишь в топ-100 критериев при выборе квартиры. Сейчас он входит в топ-10, наряду с информацией о цене и рассрочке».
«Современные проекты тяготеют к прямым линиям, уходя от плавности, которая была модна в нулевые. Из-за нее себестоимость была выше, а планировки хуже. Среди трендов также панорамные окна и смелое отношение к цветам фасадов в новых районах», – отмечает директор департамента элитной недвижимости Knight Frank St Peterburg Екатерина Немченко.
По словам заместителя управляющего по проектированию ГК «КВС» Надежды Виролайнен, вместе с презентабельностью фасада покупатели стали обращать внимание на ландшафтный дизайн и энергоэффективность дома. Ведь последнее означает экономию на коммунальных платежах.
Руководитель группы маркетинга «ЦДС» Петр Буслов прогнозирует спрос на снижение плотности застройки. Уже сейчас покупатели хотят, чтобы квартир на этаже было меньше, а свободного пространства вокруг дома больше. Впрочем, по мнению эксперта, застройщики массового сегмента далеки от забот о красоте фасадов. Город обязывает их строить социальные объекты за счет собственных средств.
«Когда возникает вопрос что делать, строить детский сад или сделать проект покрасивее, инвестор выбирает первый вариант, потому что с властью надо жить и дружить», – описывает ситуацию Петр Буслов.
Генеральный директор «Александр Недвижимость» Сергей Сосновский считает, что архитектура объектов в большей степени волнует покупателей жилья бизнес- и элит-класса. Ведь в эти сегменты люди обычно инвестируют, повышая свой статус и престиж. С ним согласна и директор по маркетингу сегмента «Жилищное строительство, Россия» концерна «ЮИТ» Ольга Семенова-Тян-Шанская.
«Чем выше класс жилья, тем больше и разнообразнее дополнительные опции. Так, в объектах элит- и бизнес-класса мы предусматриваем просторные террасы, помещения саун, места для установки каминов», – приводит пример г-жа Семенова-Тян-Шанская.
Еще один насущный вопрос – как введение эскроу-счетов и прогнозируемый рост цен скажутся на архитектурных решениях? По мнению гендиректора СРОА «Объединение строителей СПб» Алексея Белоусова, все зависит от того, сохранится ли на рынке конкуренция.
«Если 30 компаний будут строить по три дома каждый, конкуренция сохранится, клиентов “приманят” в том числе и фасадами, и планировками. А если это будут три компании, возводящие по 30 домов каждая, альтернативы не останется», – считает Алексей Белоусов.
Гендиректор компании «Русь Новые территории» Дмитрий Майоров предлагает интересное маркетинговое решение в случае, если конкуренция все-таки останется: «Рост стоимости жилья можно объяснить внедрением новых технологий. Возьмем, к примеру, два рядом стоящих дома. В одном будет цена 90 тыс. рублей за квадратный метр, а в другом 91 тыс. рублей. Но в более дорогом варианте будет несколько плюсов: диспетчер, технологии “умного дома”. Покупатели поймут, за что они переплачивают».
Как изменятся приоритеты застройщиков и пожелания покупателей в новых условиях, покажет время. Но уже сейчас потенциальные дольщики всех сегментов предъявляют все больше требований к жилым комплексам и их архитектуре.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.