Опубликовано:
По мнению Марины Костроминой, главного специалиста Агентства по развитию малого бизнеса, болевые точки для малого бизнеса в 2010 году связаны с нормативными изменениями. Во-первых, в Петербурге с начала 2010 года действует новая методика исчисления арендной платы за земельные участки, которую арендаторы еще не «оценили» в полной мере. Для большинства участков новая методика обеспечила рост стоимости аренды (по данным КУГИ – примерно на 10% за год), кроме того, стало сложнее рассчитать размер платы самостоятельно.
Во-вторых, с февраля изменена процедура предоставления земельных участков под объекты некапитального строительства – теперь это возможно только на конкурсной основе. Предприниматель, сформировавший этот участок, может оставить его за собой, уплатив хотя бы на рубль больше, чем максимум, предложенный участниками конкурса.
В-третьих, 7 марта вступил в силу регламент Федеральной антимонопольной службы – об организации открытых торгов по аренде нежилых помещений, находящихся в госсобственности, теперь – тоже исключительно на конкурсной основе. И прежний арендатор, добросовестный он или нет, может заключить договор на новый срок по цене, предложенной победителем конкурса.
По данным КУГИ, в Петербурге действует 14,5 тысячи договоров аренды объектов нежилого фонда. Они могут быть продлены только на конкурсной основе, напоминает Марина Костромина.
«Представляете, прежний арендатор вложился в ремонт, истратил деньги, а должен соперничать за объект с теми, кто денег не тратил и может себе позволить предложить высокую цену», – сетует Александр Калитаев, председатель экспертного совета Санкт-Петербургского Союза предпринимателей. Кроме того, есть люди, незаконно зарабатывающие на участии в торгах (информация об их «деятельности» есть в экспертном совете). Они предлагают претенденту на объект уплатить 20% от стартовой цены за «решение вопроса», несогласным обещают очень высокую цену по итогам торгов.
Глава КУГИ Игорь Метельский полагает, что закон несовершенен и должен быть изменен. Со стороны федеральных властей вроде бы есть понимание остроты проблемы. Заместитель министра экономического развития РФ Игорь Манылов считает, что право малых предпринимателей на продление договора аренды без конкурса следует сохранить до июля 2015 года (об этом он заявил 16 марта на заседании Совета законодателей в Совете Федерации). Но никаких действий это понимание пока не повлекло.
«Малая приватизация» – преимущественное право предприятий малого и среднего бизнеса на выкуп у местных властей арендованных помещений – действует с 2008 года (с момента принятия ФЗ-159). В Петербурге под действие закона подпадают около 3,5 тысяч объектов, на выкуп помещений подано 1 100 заявок.
В Петербурге действует двухлетняя рассрочка по выкупу. Стоимость помещений, по результатам оценки, отмечает Александр Романенко, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость», определяется на самом верхнем пределе рыночной цены. Работает принцип «наилучшего использования» – например, используемое под офис помещение оценивается как торговое – плата соответствующая, возмущается Александр Калитаев.
Премьер-министр РФ Владимир Путин 23 марта на Инновационном форуме малого и среднего предпринимательства пообещал послабления малой приватизации: отмену НДС и продление ее срока до 1 июля 2013 года. «Считаю необходимым продлить срок действия льготного порядка приватизации недвижимости как минимум на три года и освободить такие сделки от уплаты налога на добавленную стоимость», – заявил Путин.
Закон о продлении срока на три года в Госдуму уже внесен, но об освобождении сделок от НДС в нем нет ни слова.
Ограниченный доступ к финансовым ресурсам не позволяет малому бизнесу увеличивать свою капитализацию путем выкупа недвижимости.
Для помощи создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Александра Питкянен, финансовый директор Фонда, рассказала, что за 2009 год было заключено 308 договоров поручительства на общую сумму 861 млн рублей. Это позволило малым предприятиям привлечь кредитов на сумму 2 млрд рублей. В этом году уже заключено 55 договоров, что превысило показатели первого квартала 2009 года. Александра Питкянен отметила, что с февраля стартовала вторая программа Фонда по предоставлению микрозаймов на срок от 3 до 12 месяцев под 19% годовых (эффективная ставка составит порядка 10,5%). Деньги по программе предоставляются как на приобретение основных средств, так и на пополнение оборотных.
Юлия Быстрова, кредитный инспектор отдела организации кредитования малого бизнеса управления кредитования Северо-Западного банка Сбербанка России, отмечает, что малым компаниям трудно получить достаточную для выкупа помещения сумму кредита по причине недостаточной платежеспособности.
В Сбербанке действует несколько программ для малого и среднего бизнеса (например, «Приватизация» – кредит до 10 лет под 14,5-17%, «Коммерческая недвижимость» – 15-17% в рублях). В ближайшее время планируется снижение ставок по программе «Приватизация», говорит Юлия Быстрова.
Александр Хайкинсон, начальник управления малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ОАО «Промсвязьбанк», отмечает, что рост привлекательных кредитных предложений со стороны коммерческих банков упирается в отсутствие длинных пассивов. Ими располагают только банки с госучастием.
Радужные отчеты официальной статистики о росте числа объектов малого предпринимательства не отражают реальное положение дел: просто после повышения налога на заработную плату многие работодатели перевели своих сотрудников в индивидуальные предприниматели. Эта схема – в деле ЮКОСа – уже признана противоречащей закону, но все же продолжает использоваться, считает Александр Калитаев.
Александр Чангли, адвокат Международной коллегии адвокатов, считает, что налоговое законодательство слишком непонятно, даже Антон Иванов, председатель Высшего арбитражного суда РФ, называет его «туманным». Изменения в сфере малого предпринимательства, которые постоянно продуцирует государство, – это дополнительная нагрузка вместо помощи. Государство не заинтересовано в развитии малого бизнеса, и если он развивается – то вопреки действиям государства, считает Александр Чангли.
Малый бизнес ограничен в доступе к финансовым ресурсам: кредиты – например, в Сбербанке – на требуемую сумму предприниматели получить не могут по причине жестких требований к платежеспособности.
Анна Александрова