Главная Статьи Юридическая консультация Упреждающий удар

Упреждающий удар

Опубликовано:

acticle picture

Госдума в третьем чтении приняла изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, которые грозят уголовным наказанием за действия, которыми создаются предпосылки для захватов имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий. Поправки были внесены в парламент президентом РФ в апреле 2010 года.
 

Пока не началось


По действовавшим до сих пор законам привлечь виновных в рейдерстве можно было лишь на последнем этапе захвата, когда имущество уже похищено или другим преступным способом выведено из-под контроля законного владельца.
Даже понимая, к чему ведет, например, несообщение акционеру о проведении собрания или заседания совета директоров, акционер не мог требовать уголовного преследования за такие действия, покуда они не приводили к отъему собственности.
Поправки должны, как считают в Комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, упредить «наступление последствий, при которых истребование захваченного имущества ограничено институтом защиты добросовестного приобретателя».
Почти год назад (1 июля 2009 года) вступил в силу закон 312-ФЗ, изменивший ряд законов с целью снижения риска захвата активов организации путем завладения долей в уставном капитале. В частности, для подобных сделок предусмотрено обязательное нотариальное удостоверение, тремя днями ограничен срок уведомления о сделке (уведомить и госорганы, и хозяйственное общество обязан нотариус).
 

От двух до десяти


Согласно принятым изменениям, уголовное наказание полагается за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений, точно так же, как за умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены изменения в реестр владельцев ценных бумаг. Размер наказания – лишение свободы до двух лет со штрафом до 100 тыс. рублей или без штрафа. Возможно применение и одного только штрафа в 100-300 тыс. рублей.
Если недостоверные сведения в реестр владельцев ценных бумаг внесены с применением насилия или его угрозой, наказание ужесточается до 7 лет тюрьмы (штраф – до 500 тыс. рублей).
Преступными признаются действия по фальсификации решения общего собрания акционеров (участников общества с ограниченной ответственностью) или совета директоров. За это предусматривается наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет со штрафом или без него. Размер штрафа – до 300 тыс. рублей или зарплата за 2-3 года.
Действия по фальсификации описаны достаточно подробно: включены внесение в протокол, выписку или другие документы о ходе голосования недостоверных данных, недостоверный подсчет голосов или учет бюллетеней для голосования и пр. Также под уголовное преследование подпадают ограничение доступа к голосованию, несообщение о собрании, голосование по подложной доверенности.
Причем не сказано, что подобные действия должны иметь результатом захват. Они преступны, если имели целью незаконное изменение устава, одобрение крупной сделки, изменение состава органов управления общества, избрание или досрочное прекращение их полномочий, избрание управляющего.
За принуждение акционера проголосовать определенным образом либо отказаться от голосования положен штраф в размере до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до пяти лет.
Для должностных лиц, внесших заведомо ложные сведения в государственные реестры, совершивших подлог или уничтожение документов, на основании которых обманные данные попали в госреестры, предусмотрен штраф до 80 тыс. рублей либо запрет занимать определенные должности на пять лет, либо тюремное заключение до четырех лет.
Предварительный сговор усугубляет вину и наказание – до шести лет тюрьмы. Если действия чиновников повлекли тяжкие последствия, срок лишения свободы может возрасти до десяти лет.
 

Захват недвижимости


Своевременность принятия и эффективность принятых поправок оцениваются по-разному. Юристы полагают, что схемы рейдерства далеко не исчерпываются описанными в поправках.
Семен Эпштейн, управляющий партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн», считает, что принятые изменения в законодательство могут защитить законных владельцев в определенных случаях. Что до привлекательных и дорогих объектов недвижимости, которыми владеют небольшие компании, то, по мнению Семена Эпштейна, их недружественный захват чаще проводится не через фальсификацию корпоративных документов (реестра акционеров, участников ООО или протоколов общего собрания), а с использованием пороков в праве на эти объекты. В РФ большинство объектов недвижимости имеют таковые – независимо от способа, которым было совершено приобретение недвижимости (купля-продажа,  залог, уступка, приватизация и пр.) Изъяны могут быть обнаружены недобросовестным акционером и использованы для шантажа (так называемого гринмейла) или – если законный владелец не примет должных мер – для отъема собственности. Семен Эпштейн считает, что владелец недвижимости для защиты ее от посягательств должен обратиться к квалифицированным юристам для правовой экспертизы имущества, причем не с момента последней сделки, а с момента вовлечения объекта в гражданско-правовой оборот. Экспертиза обнаружит слабые места, которые следует «просудить» (получить решение суда, однозначно трактующее право владельца) и жить спокойно. 
«Существует несколько способов рейдерского захвата. Если компания, которая подвергается рейдерской атаке, является акционерным обществом, скупается часть акций – как правило, 10-15%. И, обладая этим активом, рейдеры инициируют созыв общего собрания собственников и продавливают нужные им решения, например, меняют руководство. Другой путь – взаимодействие с инсайдерами из числа наемного топ-менеджмента компании. Тогда искусственно банкротят компанию и переводят ее активы на подконтрольные рейдерам структуры, закладывают имущество, а потом покупают его за бесценок», – рассказывает Игорь Горский, управляющий партнер АРИН. Кроме того, если компания, заинтересовавшая рейдеров, имеет долги – долги скупаются.
Истребование залога по займу – вполне законный способ получить собственность.
Распространено мнение о том, что в рейдерских захватах участвуют достаточно большие группы должностных лиц и арсенал их методов включает проверки компании силовыми структурами (которые чреваты, как минимум, получением требуемой для захвата информации и, как максимум – угрозой  уголовного преследования для законного владельца).
Специалистами  также высказывалась точка зрения, что поправки дублируют уже существующие статьи Уголовного кодекса.
Константин Апрелев, вице-президент Российской гильдии риэлторов, напоминает об общем уровне развития судебной системы в России, который затрудняет применение даже самых правильных законов.
Главный негатив в защите от рейдерства в стране создает общий уровень коррупции. Но риэлторы приводят примеры, когда принятые поправки позволили бы не просто остановить захват, но и привлечь виновных к уголовной ответственности.

Анна Александрова

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.