Опубликовано:
Normal0falsefalsefalseMicrosoftInternetExplorer4На наши вопросы отвечает А. Плохих, ведущий маркетолог компании Village Consulting.
- Какова ситуация со строительством коттеджных поселков?
- Последние три года девелоперы и застройщики уделяли большее внимание строительству поселков класса «бизнес» (высшего и среднего его сегментов), так как данные проекты были высокодоходными (по сравнению с поселками остальных классов) при достаточно низком уровне риска, что было связано с постоянным повышением уровня доходов населения и развитием ипотечных программ. На сегодняшний день доля поселков класса «бизнес» составляет около 50%. Доля поселков класса «элит» на протяжении последних нескольких лет оставалась практически неизменной и составляла около 20% (по состоянию на март 2009 г. – 22%).
Число поселков класса «комфорт» росло небольшими темпами, это связано с тем, что для большинства девелоперов реализация поселка данного класса не дает ожидаемой нормы прибыли при строительстве небольшого поселка (до 50 домовладений), а для реализации крупных проектов многим застройщикам не хватает как денежных средств, так и, так называемого, административного ресурса.
Бурное развитие рынка начало замедляется с весны 2008 года. Отделы продаж застройщиков столкнулись со снижением покупательской активности. Однако падение спроса не повлияло на цену предложения объектов (её снижение), цены продолжали расти вплоть до октября 2008 года, что как следствие к зиме 2008 г. еще больше усугубило финансовое положение застройщиков. К внутренним проблемам рынка загородной недвижимости прибавились общие экономические проблемы: свертывание банками ипотечных программ, свертывание программ кредитования строительной отрасли, снижение уровня доходов населения, колебание курсов валют, и т.д.
Как результат нестабильной экономической ситуации, ушли с рынка или начали распродажу своих объектов по демпинговым ценам компании, которые имели проблемы с юридическими правами на свои участки под застройку, имели непроработанную маркетинговую концепцию и финансовую модель. Некоторые компании начали оптимизировать расходы на рекламу своих объектов, строительство, разработку проектов новых поселков. Остальные провели реконцепцию объектов: с начала 2009 года в 17 коттеджных поселках, где для продажи предлагались готовые дома, начали предлагать участки, так застройщики оптимизировали расходы на строительство, ограничившись только инженерной подготовкой участка и прокладкой дорог.
- Что сегодня пользуется спросом?
- Покупатели выбирают либо объекты класса «элит», либо объекты класса «комфорт» (а не объекты «бизнес» – как было ранее). Такое распределение предпочтений покупателей связано с тем, что многие из них приобретают недвижимость, чтобы сохранить сбережения. Основная масса сделок по объектам «бизнес» класса ранее проходила по ипотечным схемам, с уходом ипотеки с загородного рынка спрос с класса «бизнес» перешел в класс «комфорт».
- Какие перспективы развития рынка первичной загородной недвижимости?
- На рынке останутся только профессиональные компании, накопившие опыт управления проектами строительства.
Концепции коттеджных поселков будут более проработаны, как с маркетинговой стороны (более точное позиционирование объектов), так и финансовой (построение финансовой модели и ее проработка по различным сценариям экономической ситуации региона и страны в целом).
Увеличится применение при строительстве домов в коттеджных поселках новых высокотехнологичных материалов и быстровозводимых конструкций, таких как несъемная опалубка при монолитном строительстве (например, технология Velox), каркасное домостроение. Данные технологии помогут не только сократить сроки возведения дома, но и значительно снизить затраты на строительство, что сделает загородный дом более доступным для конечного покупателя.
Кстати, о новых технологиях в загородном домостроении рассказывает Олег Терешенок, директор по маркетингу и развитию компании «Professional Style»:
- Всем известно высказывание «Мой дом – моя крепость». А что делает дом крепостью? Конечно крепкие, надежные стены. Но помимо этого, в настоящий момент возросла потребность в шумо-, теплоизоляционных и энергосберегающих свойствах стен. В последнее время намечается тенденция к использованию новой, инновационной методики, известной как «несъемная опалубка». Конструкция представляет собой полые пенополистирольные блоки, куда укладывается арматура и заливается бетон. Эта технология особенно эффективна для монолитного домостроения. Данная конструкция отвечает всем современным строительным нормам и стандартам, а также последним тенденциям в мире загородной моды.
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.