Опубликовано:
Петербургские депутаты приняли в первом чтении законопроекты, приостанавливающие прием новых очередников для получения содействия города в улучшении жилищных условий. Мораторий, установленный 5 июня 2009 года, должен был завершиться 1 января 2010 года, но продлевается до 1 марта 2013 года – до даты окончания бесплатной приватизации жилья.
Увеличивается финансирование молодежной программы за счет денег, ранее запланированных на программу «Жилищные сертификаты» – вслед за заявлением главы правительства РФ Владимира Путина о том, что «приоритет должен быть отдан направлениям, повышающим доступность жилья для молодых семей».
Также на 2010 год предусматривается первоочередное участие учителей в программе для работников бюджетной сферы, благодаря объявленному в РФ Году учителя.
Очередь на жилье в Петербурге состоит, во-первых, из тех, кто претендует на бесплатные помещения по социальному найму (для чего надо иметь менее 9 кв.м общей площади жилья на члена семьи, быть признанным малоимущим и малообеспеченным). Вторая часть очереди – это люди, претендующие на частичную помощь государства в решении жилищных проблем и готовые часть затрат на приобретение жилья нести самостоятельно. Содействие оказывается (в форме социальной выплаты, предоставления жилья по себестоимости в рассрочку и пр.) в рамках одной из пяти целевых городских программ.
Сегодня в очереди на содействие Петербурга уже стоят 17,75 тыс. семей (38,2 тыс. человек). В начале 2007 года, по данным Жилищного комитета городской администрации, это была 1 тыс. семей (2,3 тыс. человек).
Запуск городских целевых жилищных программ обусловил активность горожан, претендующих на содействие города в обеспечении жильем. Например, количество заявок на участие в программе «Молодежи – доступное жилье» превысило 10 тыс. человек, увеличившись вдвое примерно за полтора года. Очередь на участие в программе для работников бюджетной сферы (по ее условиям предоставляются квартиры в рассрочку и по себестоимости, с возможностью погасить часть платежей за счет казны) составляет 4,5 тыс. чел.
Принятые в первом чтении законопроекты разработаны и внесены на рассмотрение ЗакСа губернатором Петербурга. Их цель, отмечает вице-губернатор Роман Филимонов, – выполнение Санкт-Петербургом обязательств по оказанию содействия в улучшении жилищных условий граждан, принятых на учет до начала 2010 года.
Приостанавливается действие пунктов закона, где сказано, что граждане могут быть приняты на жилищный учет, если на одного проживающего приходится 10 кв.м общей площади жилья или если они живут в помещении, не отвечающем установленным для жилья требованиям.
Инвалидам больше не предоставляют приоритетного права на содействие. По данным представившего документы в ЗакСе Михаила Бродского, в 2010 году сокращена программа «Жилищные сертификаты» (с 558 до 170 участников, финансирование – с 800 до 300 млн руб.).
План расселения коммуналок остался на уровне 3,6 тыс. семей, но прием на очередь жителей коммунальных квартир городское правительство не собирается ограничивать. Причем согласие всех жильцов на расселение прописывается в законе как обязательное условие включения коммуналки в программу.
Приостановка приема на учет новых очередников не означает приостановки действия программ, разъясняет заместитель председателя Жилищного комитета городского правительства Игорь Кокарев, – программы как шли, так и будут идти.
Приоритеты власти обозначены, понятна их внутренняя логика, отмечает генеральный директор ГК «Авентин» Антон Баранов: желающих получить финансовую поддержку от государства больше, чем у государства возможностей эту поддержку предоставить. Тем более что в риэлторской практике люди действительно стараются использовать любой шанс получения госпомощи в виде социальной выплаты, для этого готовы собирать документы, ходить по инстанциям и становиться на очередь.
При этом дата окончания действия моратория на прием в очередь на жилье – 1 марта 2013 года – по смыслу с самой приватизацией никак не связана. По-прежнему, несмотря на требование нового Жилищного кодекса, если человек не утратил права на бесплатную приватизацию, он может оформить в собственность помещение, в том числе и предоставленное по социальному найму.
С точки зрения решения социальных задач, полагает Александр Романенко, президент корпорации «Адвекс. Недвижимость», это не совсем логично – пытаться всех сделать собственниками вместо того, чтобы помочь малоимущим и малообеспеченным гражданам получить крышу над головой. В других странах, например, казна субсидирует часть арендной платы при найме жилья на открытом рынке, говорит риэлтор.
С ним согласен и Антон Баранов: «Я, как и многие участники рынка недвижимости, считаю, что продлевать срок бесплатной приватизации не стоило. Было бы честнее определить категории граждан, кому государство обязуется передать жилье в собственность – например, ветеранам. Сейчас же, получается, это делается в два этапа: вначале помещение передается в соцнайм, но с правом его приватизировать».
Фактически это означает, что муниципального фонда для других малоимущих и необеспеченных не будет в достаточном объеме еще долго.
Благодаря увеличению финансирования программы «Молодежи – доступное жилье» (дополнительные средства перекинуты из других целевых программ) число участников в 2010 году составит на 500 семей больше запланированного – 1677 вместо 1168.
Согласно условиям программы, содействие оказывается в двух формах: предоставление социальной выплаты на 25% стоимости жилья (из расчета 18 кв.м на человека по нормативной стоимости) плюс 5% на каждого имеющегося ребенка. Вторая форма – предоставление жилья в рассрочку по себестоимости. Эта льгота ощутимее, но и очередь на ее получение движется медленнее: примерно 1 квартира на каждые
После добавления 500 млн руб. в бюджет программы ее финансирование составит 1,67 млрд руб., которые разделятся следующим образом: 1377 семей должны получить субсидии, а 300 семей – квартиры в рассрочку.
Правительство запланировало, что в Год учителя сможет обеспечить жильем всех 774 учителей, признанных участниками программы «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения», обратившихся для участия в программе до 1 января 2010 года. По условиям программы для бюджетников, они получают жилье по себестоимости, в беспроцентную рассрочку, с возможностью погашения части платежей за счет казны.
Согласно принятым в первом чтении поправкам, участник программы, во-первых, может приобрести жилье напрямую у продавца (в данном случае — у государства), не прибегая при этом к обязательной услуге оператора программы «Городской центр “Доступное жилье”». При этом экономится часть средств, которые перенаправляют на молодежную программу. Во-вторых, расширяется список участников бюджетной программы: вместе с учителем к ним относятся все члены семьи работника бюджетной сферы, включая детей и родителей.
Городские власти намерены к 2013 году выполнить уже взятые на себя обязательства по содействию в приобретении жилья 17,7 тыс. семей. Когда эта задача будет решена, будет разработан следующий комплекс мероприятий по решению жилищного вопроса горожан.
Анна Александрова
* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.