Главная Статьи Город Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

Модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

Опубликовано: 04.12.2020

acticle picture

В конце XIX века в Европе получил широкое распространение такой архитектурный стиль как модерн. Отказ от классических линий в пользу более декоративных, использование новых на то время материалов (металл, железобетон) – вот основные особенности этого направления. Благодаря современным технологиям удалось увеличить этажность зданий, сделать более масштабными оконные проемы. Однако, традиционный модерн так и не стал популярен в Петербурге – как и многие явления, развивавшиеся в условиях мрачной атмосферы морской столицы России, направление трансформировалось и стало существовать в своем отдельном векторе, более близком к идеям романтизма. На северный петербургский модерн большое влияние оказали приемы шведских и финских архитекторов, кроме того, именно в рамках развития северного модерна произошло переосмысление национальной средневековой архитектуры.

Интересно, что сам термин «северный модерн» — это чисто отечественное явление. Ни в одной европейской книге по архитектуре вы его не встретите. Наиболее схожее понятие в западной культуре – «национальный романтизм». Обилие башенок и шпилей, остроконечные крыши, строгие и холодные барельефы не стенах, естественные, «природные» линии, мозаики – такие черты присущи этому стилю.

Мода на северный модерн возникла Петербурга в начале ХХ века и, в связи с приходом к власти большевиков, явно не разделявших столь романтизированные идеи, продлилась недолго. Несмотря на скоротечность своего существования она внесла значительные изменения в облик нашего города. Только среди доходных домов более пятисот можно отнести к этому архитектурному направлению.

Толстовский дом: место притяжения

Пожалуй, самый известный памятник северного модерна в Санкт-Петербурге – это Толстовский дом. Здание имеет несколько просторных внутренних дворов, образующих «Улицу Зодчего Лидваля», как ее неофициально называют местные жители. Адрес доходного дома, построенного для графа Михаила Павловича Толстого – улица Рубинштейна, 15-17, однако фасадами здание выходит не только на Рубинштейна, но и на набережную реки Фонтанки. Из-за неправильной формы участка ось дворов имеет излом, поэтому аркады не формируют сквозной перспективы.

В облике здания нашли свое отражение не только традиционные элементы северного модерна, но и характерные черты творчества Федора Ивановича Лидваля, спроектировавшего объект. Это и ренессансные арки, и просторные лоджии, и определенная сдержанность оформления. Пожалуй, основная особенность Толстовского дома даже не в концепции, а в его значении, вышедшем далеко за рамки чисто архитектурного. Несмотря на то, что прошло уже более ста лет с момента строительства (1910-1912 годы), до сих пор этот прототип современных жилых комплексов остается примером идеального воплощения идей о комфортной и эстетически привлекательной городской среде. Градостроительный посыл Лидваля – обогатить сетку улиц, освежить городскую материю, но в то же время сформировать приватную, частную зону, прогуливаясь по которой у случайного посетителя будет возникать ощущение теплого соседства.

Особняк Кшесинской

В 1904-1906 годах был построен особняк М.Ф. Кшесинской, прима-балерины Мариинского театра. Архитектором выступил А.И. фон Гоген, член Императорской Академии художеств, известный своим большим вкладом в локальный северный модерн. Особняк Кшесинской – это своего рода квинтэссенция рассматриваемого архитектурного направления. Асимметричный, с разновысокими объемами, он в то же время удивительно гармоничен – гениально проработаны такие моменты как расположение окон, сочетание материалов (использованы разные виды гранита, облицовочный кирпич, майоликовая плитка, металл). Цоколь выполнен из красного скального гранита, выше здание словно опоясано слоем сердобольского гранита. Цветовая гамма приглушенная, натуральная, но контрастная.

Интересно, что и интерьеры здания полностью соответствуют представлениям об изысканном петербургском модерне – свободные объемы уживаются тут с широкими анфиладами, белая мебель, обитая шелком, соседствует с гигантскими пальмами, а стеклянные двери – с богатством драпировок.

Многие современные архитекторы и вовсе считают, что северный модерн – он прежде всего не про архитектуру, а про внутреннее убранство. Недаром есть в интернете так много подборок с «модерновыми» парадными начала прошлого века.

Витебский вокзал: чудо прогресса

В 1904 году на карте Санкт-Петербурга появилось новое здание общественного значения – Царскосельский вокзал, ныне Витебский. Спроектировал его С.А. Бржозовский. Уникальное по тем временам сооружение привлекло к себе пристальное внимание горожан – обилие металлических конструкций и невероятный функционализм: такого имперский город еще не видел. И сегодня вокзал буквально притягивает к себе туристов: для желающих даже проводятся экскурсии, на которых рассказывают о его стилистических особенностях. К сожалению, не все предметы декора сохранились, однако и сейчас здесь есть множество ярких деталей – многообразие форм светильников, бросающаяся в глаза асимметрия, ажурные козырьки и потрясающий своей красотой вестибюль, увенчанный масштабным купольным потолком.

Современное прочтение

Архитекторы наших дней с каждым годом все более пристально приглядываются к шедеврам прошлого – всё чаще можно увидеть элементы той или иной эпохи в нынешних жилых комплексах. Пока что стопроцентного попадания в стилевую направленность северного модерна не произошло, но есть несколько объектов, при проектировке которых абсолютно точно были учтены золотые правила этого течения. Так, к примеру, жилой комплекс «Чапаева, 16» от строительной компании «ЮИТ СПб» прекрасно вписывается в концепцию северного модерна – построенный по кирпично-монолитной технологии, он украшен готическими башенками с флюгерами на верхушках. Солидность, масштабность, очевидная выразительность – это проявляется во множестве деталей, в том числе – во фрагментарно-скатной кровле и узорных литых ограждениях балконов и террас.

Еще один современный пример северного модерна – клубный дом «Барселона» от застройщика «Дом на Ленсовета». Здание оформлено в смешанном стиле с использованием решений архитектора Гауди, любившего сочетать модерн и готику. Здесь можно встретить такие элементы как объемные окна, гигантскую застекленную арку, являющуюся частью входной группы, кованые решетки и карнизы.

Найти характерные черты северного модерна можно также в ЖК «Щедрин» от «Балтийской коммерции» и в вызвавшем большой резонанс проекте Meltzer Hall. Эклектичный ЖК планировала реализовать компания Bonava, однако позже она передала права застройщику «Альфа Фаберже».

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.