Главная Статьи Город Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга. Дела давно минувших лет…или нет?

Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга. Дела давно минувших лет…или нет?

Опубликовано: 11.01.2021

acticle picture

Советская архитектура ассоциируется, прежде всего, с конструктивизмом и с типовой застройкой районов панельными многоэтажками. Однако, это далеко не все ее проявления – было в СССР время, ознаменовавшееся куда большим архитектурным размахом – речь, конечно, об эпохе сталинского ампира. Монументальный и помпезный, он стал лидирующим направлением в декоративном искусстве с начала 1940-х и до середины 1950-х годов. Сегодня мы находим немало его отражений и в современной архитектуре Петербурга – в особенности он проявляется в новых жилых комплексах Московского района.

Сталинский ампир: идеи и особенности

Невероятного масштаба высотные здания, богато украшенные, они словно говорили человеку того времени, насколько он незначителен. Это делалось, в том числе, и для поддержания идеологии о масштабе личности «вождя». В декоре помещений ампир тоже близок к идеям гигантизма – массивная тяжелая мебель, высокие потолки с лепниной, большие створчатые окна. Сталинский ампир имеет и эклектичные черты – строгий и одновременно с этим богатый, изысканный и немного готичный – он соединил в себе элементы ренессанса, барокко, позднего классицизма, конструктивизма, ар-деко.

Одна из основных особенностей сталинского ампира – все здания, относящиеся к этому направлению, выше соседних, они возвышаются над обычными домами и видны издалека. В отделке используется мрамор, бронза, гранит – преимущественно натуральные, но самое главное – высококачественные и дорогостоящие материалы. Украшения имеют реалистичное начало – это, в основном, барельефы со спортсменами, рабочими, военными. Часто можно встретить изображение серпа и молота, пятиконечной звезды. Есть в этом и метафоричность – простой люд, отображенный на барельефах по бокам зданий, словно поддерживает всю эту громаду и, вместе с ней, культ личности руководителя страны.

Архитектура эпохи

В Санкт-Петербурге есть несколько ярчайших примеров сталинского ампира – большая их часть расположена в Московском районе, что вполне логично – когда-то был план сделать здесь новый центр города.

Дом Советов. Это главное произведение сталинского ампира в Северной столице. Начало его строительства пришлось на 1936 год, архитектором выступил Ной Троцкий. Однако, здание не удалось достроить до начала Великой Отечественной Войны, завершили его позже – уже в середине 40-х годов.

Планировалось, что Дом Советов станет центром нового административного квартала – советская власть хотела отодвинуть центр города от границы с Финляндией, однако позже идея была забыта: после окончания войны граница отодвинулась дальше, на север, и в переустройстве городского пространства пропал смысл.

Кинотеатр «Дружба». Также расположенный на Московском проспекте кинотеатр стал первым десятиэтажным зданием Санкт-Петербурга. На первом этаже разместился кинотеатр, который притягивал молодежь не только всего района, но и города. Постройка была удостоена премии Всероссийского конкурса «Лучшее жилое здание». Архитекторами выступили М.Е. Русаков и В.М. Фромзель.

Ансамбль Светлановской площади. Он располагается по адресу проспект Энгельса, 21-25, спроектирован Л.Л. Шретером, М.П. Савкевичем и В.Ф. Беловым. Прекрасный образчик позднего сталинского ампира, ансамбль передает атмосферу архитектурного течения удивительно точно: три крупных здания образуют полукруг, массивные окна немного мрачный внешний вид впечатываются в память. Примечательно, что до 1950-х годов здесь вообще не было площади – стояла лишь маленькая церковь, а вокруг нее размещались деревенские дома, по тропинкам и зеленым дворам бегали куры и гуси.

Вестибюль станции «Кировский завод». Павильон строили в годы, когда сталинский ампир был наиболее популярен – благодаря этому в оформлении чувствуется размах. Здание даже немного напоминает монументальные древнегреческие постройки (виной тому дорические колонны с каннелюрами по периметру здания). Однако, самым интересным решением здесь стало люверсное освещение, впервые примененное в работе над станцией метро – если поднять голову, складывается ощущение, что там не потолок, а необъятное небо.

Дом со шпилем. Знаменитое здание, в котором родился Виктор Цой, строили тринадцать лет – с 1940-го по 1953 годы. Здесь долгое время жили влиятельные люди – политики, чиновники, военные, однако позже ситуация изменилась, и многие квартиры заселили обычные рабочие. Многие из них жили в стесненных обстоятельствах и ютились по несколько человек в одной комнате. Цой, будучи ребенком, ночевал в проходной. Сама же стилистика здания максимально помпезная – объект сильно возвышается над окрестными домами, а венчает его 76-метровый шпиль, деталь, необычная для советской архитектуры в целом. Посмотреть на новый дом приезжали не только из других районов, но и из других городов – так он стал известен в народе.

Окончание эпохи сталинского ампира прозвучало прозаично – как и все идеи, эта была внедрена «сверху». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955-го года за номером 1871 было принято решение «устранить излишества в проектировании и строительстве».

Новые времена

В современной России можно найти немало жилых комплексов с элементами сталинского ампира. Наибольшая их концентрация наблюдается в Москве, однако есть подобные здания и в Санкт-Петербурге.

ЖК «Ренессанс». Комплекс возводится близ Октябрьской набережной, в Невском районе Санкт-Петербурга. Застройщиком выступает компания AAG. Первые две очереди успешно сданы и заселены, третья готовится ко вводу в эксплуатацию в четвертом квартале 2020-го года.

Архитектурная концепция сочетает в себе идеи неоклассицизма и ар-деко – она проявляется как в отделке фасадной части, так и в ландшафтных решениях, и в интерьерах холлов. В облицовке используют клинкерный кирпич, а в ночное время здания освещаются художественной подсветкой. Масштаб и помпезность комплекса напоминают о центральной части Московского проспекта.

ЖК «Граф Орлов». Один из самых известных «долгостроев» Северной столицы от застройщика «Л1» тоже имеет характерные черты сталинского ампира.

Это проявляется как в масштабности самого проекта, так и в концепции с башнями, шпилями и бросающейся в глаза симметрией. Большая часть корпусов на сегодняшний день сдана, однако некоторые из них еще находятся в стадии строительства – их девелопер планирует завершить в 2020-м году (однако, судя по тому, что времени осталось совсем немного, уложиться в новые сроки не удастся).

ЖК «Богемия». Объект сдан в 2018-м году, застройщиком выступила компания ЛСР.

Архитектура здания совмещает идеи конструктивизма и ампира, всё это – в современной интерпретации. Жилой комплекс располагается в Московском районе, на Смоленской улице, и прекрасно вписывается в общую концепцию застройки района.

Сегодня в сфере архитектуры нет строгих рамок, поэтому мастерские и проектные бюро создают всё больше интересных и необычных проектов, в том числе – и в стиле сталинского ампира. Большая часть таких зданий относится к бизнес- и премиальному классу.

* Данная статья не является официальной позицией портала obzor78.ru, а представляет собой личное экспертное мнение ее автора. Портал obzor78.ru не является кредитной организацией. Кредит предоставляется банками-партнерами. Расчет носит информационный характер и не является окончательным.